Обществознание 10 класс
Вариант -------.
№1.К элементам духовной сферы общества относятся:
1) политическая власть 3) классы, касты
2) мораль, искусство 4) спрос, предложение
№2. К проявлениям глобальных экологических проблем относится:
1) жизнь за чертой бедности населения многих стран
2) озоновые дыры
3) угроза ядерной войны
4) неодинаковое наличие природных ресурсов в разных странах
№3.Примером, иллюстрирующим роль средств массовой информации в обществе, является деятельность:
1) газеты «Комсомольская правда» 3) картиной галереи
2) кинотеатра «Спартак» 4) музея донского казачества
№4. Выведение и распространение неприхотливых, устойчивых к болезням и быстро растущих пород домашней птицы отражает функцию науки:
1) мировоззренческую 3) познавательную
2) производственную 4) социальную
№5.Какое суждение является верным?
А. Забастовка шахтеров с требованием увеличить оплату труда иллюстрирует взаимосвязь экономической и социальной сфер общественной жизни.
Б. Принятие парламентом закона о минимальном размере заработной платы в стране отражает взаимосвязь социальной и духовной сфер общественной жизни.
1) Верно только А 3) верны оба суждения
2) Верно только Б 4) оба суждения неверны
№6. Одним из признаков научного познания является доказательность – это:
1) подтверждение знания опытом
2) непротиворечивость мнению авторитетных в данной отрасли людей
3) совпадение расчетов с интуицией ученого
4) признанием большинства
№7.Для человека и животного общей является способность к:
1) реализации социальных потребностей
2) поведенческой активности
3) осознанию необходимости саморазвития
4) ответственности за свои действия и поступки
№8.Личность – это:
1) воспитанный и образованный человек, обладающий хорошими манерами
2) любой представитель человеческого рода
3) человек, достигший совершеннолетия, являющийся гражданином своей страны
4) субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт и качеств, которые придают ему характер социальной индивидуальности.
№9.Вывод «Медь обладает электропроводностью» это результат:
1) обобщения повседневного опыта 3) теоретического анализа
2) научного эксперимента 4) научного моделирования
№10.Какое суждение является верным?
А.Особенностью социального познания является то, что исследователь включен в изучаемый процесс, является его частицей.
Б. Совпадение субъекта и объекта познания исключает возможность возникновения субъективных оценок.
1) Верно только А 3) верны оба суждения
2) Верно только Б 4) оба суждения неверны
№11.Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
1) прогрессом 3) эволюцией
2) революцией 4) регрессом
№12. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи
1) общества и природы 3) цивилизации и культуры
2) техники и технологии 4) экологии и морали
№13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В середине 19 века К.Марксом и Ф.Энгельсом была создана новая теория общественного развития - ………………………….(1).Признавая существенную роль духовной сферы в развитии общества, они утверждали, что его первоосновой является…………………………(2)деятельность людей, направленная на удовлетворение……………………….(3) потребностей. Для этого люди взаимодействуют с природой , друг с другом, организуя свое общественное бытие, которому присущи объективные законы развития. Таким образом, согласно марксизму,…………………………(4) определяет общественное сознание. Исследуя общественное производство, Маркс выделил две его стороны:……………………(5) и…………………………(6), которые во взаимосвязи образуют способ производства. Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства, называется………………………..(7) ».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственным числом. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
А) общественно-экономическая формация Б) производственные отношения
В) марксизм Г) материальные
Д) духовные Е) трудовая
Ж) производительные силы З) политические
И) общественное бытие К) образовательная
№14. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение также необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически , но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития личности.
…из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывать в детстве.
(Ю.Б.Гиппенрейтер)
С1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.
С2. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?
С3. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственный опыт и знания, укажите, чем характеризуется второй подход.
С4. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости этого утверждения.