Версия сайта для слабовидящих
Размер шрифтов: A A A | Изображения: Включить Выключить | Фон: A A ×
Выключить

статья

Учитель биологии

Семенова Е.К.

МБОУ гимназия №1

Г. Хабаровск

 

О некоторых подходах к обучению одаренных детей

 

         Одаренность – это прежде всего индивидуальность, а индивидуальность всегда сопротивляется, отстаивая себя.

         Не случайно одаренные дети в современных условиях относятся к группе риска. Карл Юнг подчеркивал, что большие дарования – это самые «прекрасные плоды на дереве человечества. Они висят на тончайших ветвях, которые легко обламываются». Работая по проблеме обучения и воспитания одаренных детей в рамках гимназической программы я увидела немалые трудности, которые испытывают одаренные дети.

         В учебном плане – учиться неинтересно, поэтому познавательная потребность не удовлетворяется; в социальном плане – настолько «белая ворона», что исключаешься из коллектива; в личном плане – переживание непохожести, невозможности интегрироваться в коллективе, что особенно мучительно в подростковом возрасте; проявляется дисгармония в  эмоционально – волевой сфере (высокая тревожность, постоянное переживание стресса).

         Наблюдения показывают, что у одаренных детей отмечается и психо – физиологический дисбаланс, преодолеть который ребенку в одиночку нелегко.

         Заметив противоречие между существующими программами, традиционными технологиями обучения и природой одаренных детей, я, как педагог, сосредоточила свое внимание на таких особенностях этой категории учащихся, как способность одаренных детей подмечать особенности, детали, тонкости; обдумывать, выдвигать объяснения, гипотезы, о чем не раз говорит в своих исследованиях Савенков А.И.

         Для одаренных детей, как мы знаем, свойственна склонность к дивергентному мышлению. К сожалению, анализируя свой опыт, опыт, сложившийся в педагогической практике, могу сказать, что мы чаще всего развиваем конвергентное мышление, игнорируя те виды деятельности, которые способствуют развитию дивергентного мышления.

         В отличие от конвергентного мышления, которое имеет дело с жесткой структурой, где решение задач достигается путем использования определенных правил и алгоритмов, дивергентное мышление – это альтернатива, отступающая от логики. Этот вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей. Задачи дивергентного типа предполагают, что на один поставленный вопрос может быть несколько,  даже множество верных ответов.

         Дивергентное мышление способствует развитию творческой одаренности, а значит, творческой личности. А именно такая личность востребована современным обществом.

         Оказывается, что все практически все задачи, решаемые взрослым человеком в жизни, дивергентного типа:

-         какую избрать профессию;

-         где жить;

-         как общаться с окружающими.

Тем более это важно в творческой деятельности при создании произведений искусств.

Размышляя над данной проблемой, я задумалась над тем, какие существуют методики развития дивергентного мышления. Прежде всего я попыталась переосмыслить свой педагогический опыт в данном аспекте.

Я учитель биологии, развиваю конвергентное мышления предусматриваю такие ситуации, где ученики могли бы мыслить альтернативно, выдвигать гипотезы, решать проблемные задачи.

Мною создано научное общество где дети занимаются исследовательской работой. Дети готовятся к научно-практической конференции –это дети одаренные, и поэтому им неинтересно чужие исследования им надо, чтобы эти исследования они провели сами. Это очень развивает дивергентное мышление. Они выдвигают гипотезы и в ходе работы сами их или опровергают или подтверждают.

 На уроках большое место занимает эксперимент. И это широкое поле для развития дивергентного мышления. При выполнении эксперимента необходимо выдвинуть гипотезу, определить методы исследования, а это уже область  дивергентного мышления.

Особенно богат задачами дивергентного типа раздел «Биосфера», так как он связан с решением проблем использования веществ в промышленности, дальнейшей утилизации и выбора способов безопасного хранения веществ. Эти проблемы актуальны для учащихся старших классов.

Таким образом, мы видим, что наука биология имеет немало возможностей для развития дивергентного мышления.

И перечисленные мною подходы знакомы многим педагогам.

Стоить заметь, что методика развития дивергентного мышления, несмотря на кажущуюся простоту, тем не менее очень сложна. Она требует от учителя способности выслушать самые «безумные» проекты, нестандартные решения, необычные подходы, заметить личностные открытия ученика.

Одним из важных приемов на уроке, где идет развитие дивергентного мышления, является вопрос, обращенный к ученикам: «Как вы думаете?». Но возникнуть этот вопрос должен на определенной базе. Что я подразумеваю под этой «базой»? Это прежде всего ведущая роль «теоретических знаний», согласно теории В.Давыдова. Что это значит? На самом первом этапе познания целостно представляется детям определенные разделы программы, где идет обучение способам деятельности. На другом, новом материале, идет выявление как общего с предыдущим, так и отличительных особенностей нового явления. Вот тут и появляется вопрос: «Как вы думаете?»

Одним из способов развития дивергентного мышления является опора на воображение ребенка. Во всей литературе, связанной с детской одаренностью, акцент делается на осторожность и внимательность развития воображения. Я веду речь о «продуктивном воображении», помогающем ребенку увидеть суть явления.

Очень важно, если учащиеся ряд определений и понятий выводят сами, опираясь на личностный опыт и образное мышление, сверяя свое определение  с учебником. Такой подход к изучению учебного материала близок к принципам эвристического обучения, в основе которого – опора на субъектный опыт ребенка и согласование его с общекультурными образцами, традициями и ценностями.

Названные выше подходы к обучению одаренных детей, на мой взгляд,  могут стать тогда продуктивными, если у педагога, работающего с этой категорией учащихся, есть сформированная позиция помочь одаренному ребенку в его личностном развитии.