Версия сайта для слабовидящих
Размер шрифтов: A A A | Изображения: Включить Выключить | Фон: A A ×
Выключить

Гражданское и патриотическое воспитание

Гражданское и патриотическое воспитание в современной российской школе.

Возрождение Российского общества, поворот к демократизации, гуманизации , к правам и свободам личности потребовали переосмысливания государственной политики в области образования, ее новое понимание закреплено в законе «Об образовании», где четко определено содержание образования, которое должно обеспечивать формирование у учащегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира. В одном из важнейших государственных документов « Наша новая школа» подчеркивается , что важнейшими качествами личности становятся  инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Вот почему школа является элементом в этом процессе. Отсюда главная задача школы - «раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного человека и патриота, личности, высоконравственной, творческой , принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененной в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ, готовой к жизни в высокотехнологичном , конкурентном мире».

      Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и, конечно же, учителя. Именно от педагога  как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам. Духовно- нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.

 И традиционными источниками нравственности являются:

  • Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к Росси; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству(ратное, духовное, трудовое).
  • Гражданственность- правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания.
  • Социальная солидарность—свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • Семья—любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей; забота о старших и младших.
  • Наука—познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание.
  • Искусство и литература включает ценности : красота; гармония; эстетическое развитие;  духовный мир человека.
  • Природа—жизнь; Родная земля;  заповедная природа; планета Земля.
  • Человечество—мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество.

Именно эти ценности лежат  в основе новых стандартов образования.  

     Однако  если посмотреть на данные опубликованные в ж. « Наука и образование» №3 -2015 г,  видно, что общественное мнение не однозначно оценивает выполнение этих задач российской системой школьного образования считается, что если с интеллектуальными задачами школа в большинстве своем справляется, то воспитательные задачи реализуются не лучшим образом. И глядя изнутри, с позиции работающего педагога, с этим трудно не согласится.

    Не секрет, что телевидение, радио, интернет зачастую  формирует у детей, подростков, молодежи искаженную картину мира, где нет  четко выраженных представлений о нормах морали и нравственности, где за популяризацией западной культуры забываются свои исторически сложившиеся культурные ценности. И наша молодежь, к сожалению, впитывает представление  о собственном материальном благополучии как о главной жизненной цели. Сейчас  появилась и еще одна серьезная проблема - это навязывание через сеть интернет, чуждых, искаженных религиозных взглядов.

  Что же в таких условиях может и должна делать российская школа и работающие в ней учителя? А сделать можно многое!                                                                                                               Во – первых, на основе уже существующих государственных образовательных программ создавать собственные воспитательные программы,  формирующие представления о нравственности и патриотизме, планомерно их реализовывая как на уроке, так и во внеурочной работе.                                                                                                                                                          Во – вторых, на примерах  российской истории и культуры формировать представления о гражданственности и патриотизме как мировоззренческих ориентирах. В нашей гимназии ежегодно проводятся такие  мероприятия.  Ученики средней ступени создают историко-литературные композиции, посвященные народному   подвигу в годы Великой отечественной войны, старшеклассники  ставят своими силами целые спектакли. Те  чувства  и эмоции, которые переживают как участники постановки так и зрители, не оставляют равнодушным ни кого.                                                                                                                Еще одна многолетняя  традиция нашей гимназии, имеющая огромный воспитательный эффект – это проведение ежегодных Пушкинских балов. Готовясь к нему, ребята много читаю о той эпохе, узнают интересные факты о жизни, культурных традициях  россиян девятнадцатого века. Они слушают музыкальные и поэтические  произведения, разучивают различные танцы. Такие личности как А.С. Пушкин ,М.Ю. Лермонтов, М.И. Кутузов, П.И. Багратион приобретают реальные черты, а такие события как Отечественная война 1812года реальное значение.  В итоге проникаясь духом «золотого века» учащиеся чувствуют  сопричастность  событиям  эпохи, гордость  за свою культуру, свой народ.

В – третьих, привлекать ребят к поисковой, творческой деятельности, к созданию школьного музея и работе в нем. Учащиеся могут сами подбирать интересный материал  и создавать и проводить  виртуальные экскурсии  и экскурсии  по школьному музею. В нашей школе часто проходят  необычные уроки, где главное внимание уделяется именно воспитательной деятельности: уроки-экскурсии по городу, краю, стране или даже своей улице, где были или есть интересные места, проходили значимые события, жили интересные люди; уроки-викторины; в старших классах ребята могут снимать небольшие видеоролики, делать интервью с интересными людьми. Такая работа активно ведется школьниками нашей  гимназии. В стенах школы собрана богатая экспозиция школьного музея, где есть различная информация,  в том числе о боевом пути ветеранов жителей микрорайона. А также о подвигах наших современников участников локальных конфликтов. Одним из таких героев стал ученик нашей школы А. Щербаков. Ребята не только хорошо знакомы  с его жизнью и подвигом, но и ежегодно проводят митинг памяти у мемориальной  доски, находящейся на стене гимназии.

В-четвертых, активно привлекать родителей к участию в различных мероприятиях , делая упор на семейные ценности, пропагандируя их, давая возможность детям находить образец положительного нравственного опыта в семейных традициях. Как важна память для воспитания детей, для воспитания чувства своего рода, так как  история рода, сохранившаяся в воспоминаниях и документах, - часть истории нашей Родины. Для включения в такую работу перед учениками ставится задача: составить родословную свое семьи, иллюстрируя подлинными фотографиями, узнать как можно больше обо всем поучительном, замечательном в жизни родителей и прародителей, что хранит память и чему можно подражать. Такая работа наряду с учебными, развивающими, образовательными задачами , решает задачи и патриотического воспитания. Слушая  рассказы близких людей, учащиеся становятся  соучастниками многих дел и свершений, сопереживают всем  трудностям и радостям, выпавшим на долю родных и своего Отечества.                                                                                                                                                       Другой формой работы, которая проходит очень  весело, интересно, а главное объединяет детей и родителей различные совместные праздники. Одним из таких мероприятий стал « Праздник для мам», организованный совместно родителями и детьми.

                                                                           Нельзя забывать и о социальных проектах, дающих возможность молодым людям не просто познакомиться со страницами истории своей страны, но и принести практическую пользу, то есть почувствовать реальную значимость для государства своей деятельности. Так, например, в нашем микрорайоне находится памятник, посвященный «40-летию победы» в Великой Отечественной войне и ученики гимназии поддерживают там порядок, участвуя в благоустройстве.                                            Таким образом, на примере работы одного образовательного учреждения видно, что работу по гражданскому и патриотическому воспитанию можно проводить по  разному , и она не только возможна, но и интересна.

И если такая работа будет вестись постоянно, из года в год, если воспитательные цели станут приоритетными в работе современной российской школы, то и мировоззрение молодежи изменится,   и главным станет не только  достижение материальных благ, а духовное, нравственное самосовершенствование человека.

                              Учитель истории, обществознания МБОУ гимназия1Кривун Г.П.