Участник Фестиваля-конкурса «Литературный венок России - 2015», победитель муниципального тура, литературно-музыкальная композиция «Сквозь «кольцо» пробитый путь…»
Литературно - музыкальная композиция «Сквозь кольцо пробитый путь…» может быть использована классными руководителями, педагогами-организаторами при подготовке к тематическим мероприятиям, посвященным важнейшим вехам Великой Отечественной войны.
Техническое обеспечение: экран, ноутбук, проектор, микрофоны (по необходимости), колонки, микшер.
Рекомендации по проведению.
Основными условиями успешной реализации литературно-музыкальной композиции являются следующие:
· наличие единомышленников (детей), желающих участвовать в данной композиции;
· наличие опытного педагога, умеющего организовывать творческую деятельность детей и подростков;
· возможность публичного выступления с данной композицией;
· наличие необходимого материально-технического обеспечения.
Мероприятие возможно проводить как в актовом зале, так и в классной комнате, при наличии необходимой аппаратуры (музыкальный центр, колонки). Композиция по времени не занимает по времени более 45 минут потому, что по прошествии длительного времени у зрителя теряется концентрация.
Подготовку к мероприятию целесообразно начать за 1,5 месяца до проведения мероприятия. Необходим специальный отбор чтецов. Репетиции проводятся как в частном порядке с чтецами, так и сводные.
Перед мероприятием необходимо проинструктировать участников по технике безопасности (инструкция по охране труда перед проведением массовых мероприятий).
Желательно провести предварительную беседу на тему затронутую в композиции с учащимися-зрителями.
Необходимо назначить ответственного за техническую сторону вопроса (музыкальное сопровождение и презентация).
Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции не требует больших материальных затрат, но требует большой индивидуальной работы с участниками, огромных эмоциональных, душевных вложений и переживаний. Работа педагога заключается не только в распределении слов между участниками и проведении нескольких репетиций. Требуется большая работа по донесению содержания стихотворений, душевных переживаний героев до каждого участника. В процессе репетиций необходимо уделять время беседам о самих героях, какими они были, что происходило в их душе.
Обязательно проанализируйте с участниками подготовку и проведение композиции. Это лучше всего сделать в непринужденной обстановке. Совместно поделитесь своими впечатлениями, отметьте положительные моменты, укажите возможные неточности. Воспитательный эффект от данной литературно-музыкальной композиции будет огромен. Возможно, ребята захотят сделать что-то подобное на другую тему.
Литературно-музыкальная композиция
«Сквозь «кольцо» пробитый путь…»
На сцене: экран с названием композиции, стулья, расставлены, как в зрительном зале. Звучит «Реквием» Клинта Мэнселла. Все участники выходят на сцену, занимают свои места. На экране видео мирных улиц Санкт-Петербурга.
Ведущий 1 «Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят – пурпурные, янтарные, лимонно-желтые…»
Ведущий 2 Такой увидела и описала осень 41го поэтесса Вера Инбер. Это строки из ее дневника, написанные 8 сентября 1941 года.
Смена слайда: хроника блокадного Ленинграда
Ведущий 1 В день начала блокады Ленинграда. День начала бомбежек, голода и страха. День начала героизма, мужества и сострадания. День, когда была начата новая страница истории России, а значит русской литературы.
Чтец 1
Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен –
В труды по горло погружен,
Он жил – и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы, -
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной,
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!
Ведущий 2 Блокаде Ленинграда посвящены многочисленные произведения литературы. Об испытаниях, выпавших на долю его жителей и о подвиге защитников города писали те, кто сам прошел блокаду и участвовал в обороне города. Те, кто пережил лишения и страдания… Те, кто пережил свои потери и потому не остался равнодушен к потерям других.
Смена слайда: портрет Ольги Берггольц
Чтец 2
Ольга Берггольц
«Ленинградская поэма»
О, сквозь кольцо пробитый путь,
единственный просвет в отчизну!
Но враг хотел кольцо замкнуть
совсем. Отнять дорогу к жизни.
Все туже смертная петля
на горле города-героя.
Нет! Не дадим петлю стянуть!
Дорогу к городу – не троньте!
И бьются за последний путь
солдаты Северного фронта.
Бойцы, вперед! Рубеж займем. За ним
враги. Они хотят прорваться.
Смелей, бойцы! Не предадим
железный подвиг ленинградцев!
Ведущий 1 В годы блокады Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В это страшное время ее тихий голос стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах. Стал голосом самого Ленинграда.
Ведущий 2 Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора детских книжек и легких стихов, о которых говорилось «это мило, славно, приятно…», Ольга Берггольц в одночасье стала поэтом, олицетворяющем стойкость Ленинграда.
Смена слайда: видеозапись стихотворения О. Берггольц «Осень»
Чтец 3 (в руках у чтеца яблоко)
Мне осень озерного края,
Как милая ноша легка.
Уж яблочным соком играя,
Веселая плоть налита.
Мы взяли наш сад на поруки,
Мы зрелостью окружены,
Мы слышим плодов перестуки,
Сорвавшихся с вышины.
Ты скажешь, что падает время,
Как яблоко ночью в саду,
Как изморозь пала на темя
В каком неизвестно году…
Но круглое и золотое,
Как будто одна из планет,
Но яблоко молодое
Тебе протяну я в ответ.
Оно запотело немного
От теплой руки и огня…
Чтец 3 (на сцене, вставая из зала, в руках такое же яблоко)
Я буду сегодня с тобой говорить,
Товарищ и друг ленинградец,
О свете, который над нами горит,
О нашей последней отраде.
Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, -
И это уже победа.
Спасибо. Спасибо родная страна,
За помощь любовью и силой.
Спасибо за письма, за крылья для нас,
За варежки тоже спасибо.
Спасибо тебе за тревогу твою –
Она нам дороже награды.
О ней не забудут в осаде, в бою
Защитники Ленинграда.
Мы знаем – нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды.
Но Родина с нами, и мы не одни,
И нашею будет победа.
Ведущий 1 Родина… Такая близкая в своей помощи и подмоге в тот трудный для Ленинграда час. Какой далекой была она для жителей города, окруженного врагами. Она была там, за кольцом…
Ведущий 2 Как же хотелось вырваться туда, где нет голода и страха. Жителям была предоставлена возможность эвакуироваться. Покидали Ленинград многие писатели и поэты. Они уезжали, чтобы в тылу говорить о войне, поддерживать своими произведениями защитников Родины. Но были те, которые остались, чтобы вместе со своим городом, вместе с его жителями противостоять врагу.
Ведущий 1 Сострадание и мужество, горе и любовь к ближнему стали главной темой писателей-ленинградцев. И уже трудно было поверить, что сочинялись когда-то иные строки, легкие, веселые, беззаботные.
Смена слайда: хроника блокадного Ленинграда, дети.
Чтец 4 и Чтец 5 (стихотворение-постановка)
Чтец 4
Бывают на свете несчастные дети.
Ребенок – ведь он человек.
Веснушек у Боба ужасно как много,
И ясно, что это навек.
Ресницы и брови краснее моркови,
Глаза, как желток. А лицо – сплошная веснушка,
Как будто кукушка большое снесла яйцо.
Чтец 5
Я нес ее в госпиталь. Пела
Сирена в потемках отбой,
И зарево после обстрела
Горело над черной Невой.
Чтец 4
Кто зло, кто без злобы смеется над Бобом.
Соседская лошадь – и та, впрягаясь в тележку,
Скрывает усмешку особым движеньем хвоста.
И Боб, это зная, робеет, хотя и
Ни в чем остальных не глупей.
Он первый из школы усвоил глаголы
И нрав десятичных дробей.
Чтец 5
Была она, словно пушинка,
Безвольна, легка и слаба.
Сползла на затылок косынка
С прозрачного детского лба.
И мука бесцветные губы
Смертельным огнем запекла.
Сквозь белые сжатые зубы
Багровая струйка текла.
И капала тонко и мелко
На кафель капелью огня.
В приемном покое сиделка
Взяла эту жизнь у меня.
И жизнь приоткрыла ресницы,
Сверкнула подобно лучу,
Сказала мне голосом птицы:
- А я умирать не хочу...
И слабенький голос заполнил
Мое существо, как обвал.
Я памятью сердца запомнил
Лица воскового овал.
Жизнь хлещет метелью. И с краю
Летят верстовые столбы.
И я никогда не узнаю
Блокадной девчонки судьбы.
Осталась в живых она, нет ли?
Не видно в тумане лица.
Дороги запутаны. Петли
На петли легли без конца.
Но дело не в этом, не в этом.
Я с новой заботой лечу.
И слышу откуда-то, где-то:
- А я умирать не хочу...
Как будто бы в дымке рассвета,
В неведомых мне округах,
Тревожная наша планета
Лежит у меня на руках…
Ведущий 1 Поэзия блокадного Ленинграда черпает вдохновение не в ненависти, а в сострадании. Умение увидеть и почувствовать чужую боль и горе не покинуло души людей в те жестокие и страшные дни. Откуда брали ленинградцы силы на переживания и сочувствие? Обращаясь к поэзии блокадников нельзя забывать про их дневники. Там мы находим ответ.
Смена слайда: исписанные листы дневника
Музыкальное сопровождение «Пятая симфония» Л. Бетховен
Чтец 6 Дневник Веры Инбер. 7 декабря 1941 года.
Пятая симфония Бетховена и увертюра Чайковского «1812 год».
Филармония все мрачней. Адский холод. Люстры горят в четверть силы. Оркестранты — кто в ватниках, кто в полушубках. Скрипачам нужны легкие, свободные руки, — поэтому тут ватники. Виолончели и тем более контрабасы могут быть в полушубках: у них движения рук направлены книзу. Барабану теплее всех: он согревает себя ударами. Первая скрипка была густо небрита: наверное, не на чем было согреть воду или света не было.
21 декабря 1941 года
Вчера решили навестить Евгению Осиповну Р. — жива ли, жив ли муж? Это мои большие друзья.
4 января 1942
…нельзя слушать без волнения, как этот голодный, темный, замерзающий город радуется морозам, от которых гибнут гитлеровцы на нашем фронте.
— Так им и надо! — повторяют люди посиневшими губами, стоя в подворотне во время обстрелов.
Ведущий 1 Голодные, измученные холодом и обстрелами люди оставались людьми. Тратили драгоценные силы на чтение, помнили о друзьях и близких, ходили на концерты, в театры, кино.
Ведущий 2 Работали не только на заводах и в больницах, но и в библиотеках, музеях, в институтах. Писали научные труды, книги, сохраняли памятники старины. Каждый день боролись за жизнь, совершая свой маленький подвиг.
Ведущий 1 Каждое произведение о подвиге Ленинграда утверждает, что жизнь должна идти мирным путем. Дети должны ходить в школу, а не на завод поставляющий вооружение для армии.
Ведущий 2 Женщины – носить красивые платья, любить, растить детей, а не выносить раненых с поля боя. Мужчины – быть рядом со своими семьями, а не погибать на фронте.
Ведущий 1 Мир, каким ты видишь его сейчас, достался нам слишком высокой ценой, чтобы начинать все сначала. Помни об этом всегда!
Смена слайда: фотография мемориала на Пискаревском кладбище
Музыкальное сопровождение «Реквием» Клинта Мэнселла
Ведущий 2
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем
так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
никто не забыт, и ничто не забыто.
Ведущий 1
Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.
Под непрерывным огнем с неба, с земли и с воды
подвиг свой ежедневный
вы совершали достойно и просто,
и вместе с Отчизной своей
вы все одержали победу.
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
на этом печально-торжественном поле
вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
Литературно-музыкальная композиция «…Сквозь «кольцо» пробитый путь…»