Версия сайта для слабовидящих
Размер шрифтов: A A A | Изображения: Включить Выключить | Фон: A A ×
Выключить

ОБЖ 11 класс

 

1.     Пояснительная записка

                                      Учебная программа для 11-х классов

Программа для 11-х классов предназ­начена для углубленного изучения тем в об­ласти безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области бе­зопасности жизнедеятельности для сниже­ния отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образователь­ного стандарта второго поколения.

Изучение «Основ безопасности жизнеде­ятельности» в 11-х классах предусмот­рено Федеральным базисным учебным пла­ном для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю).

Программа выстроена по двум логичес­ки взаимосвязанным модулям и двум входящим в них разделам:

Модуль I(M-I). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел I. Основы здорового образа жизни

Модуль IIОбеспечение военной безопасности государства

Раздел II. Основы военной службы.

Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безо­пасности жизнедеятельности» (А.Т. Смир­нов и др.).

В 11-м классе изучение предмета «Осно­вы безопасности жизнедеятельности» за­вершается итоговой аттестацией.

При этом раздел I.  изучается учащи­мися (юношами и девушками) совместно.

Данная учебная программа предусмат­ривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельнос­ти. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

♦     умение самостоятельно и мотивиро­ванно организовывать свою познавательную  деятельность в области безопасности жиз­недеятельности;

♦     умение использовать элементы при­чинно-следственного и структурно-функ­ционального анализа для прогноза возник­новения различных опасных и чрезвычай­ных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);

♦     умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опас­ных и чрезвычайных ситуациях, в том чис­ле при угрозе совершения террористичес­кого акта; вносить определенные корректи­вы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнеде­ятельности и защищенности своих жизнен­но важных интересов от внешних и внутрен­них угроз;

♦     умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

♦     навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности   в   повседневной   жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

♦     навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

♦     ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;

♦     ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 клас­се направлено на достижение следующих целей:

·         воспитание у обучаемых ответственности за личную безопас­ность, безопасность общества и государства; ответственного отно­шения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;   ответственного  отношения   к  сохранению  окружающей  природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства;

·         развитие духовных и физических качеств личности, обеспечи­вающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрез­вычайных ситуаций природного, техногенного и Социального харак­тера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;    необходимых моральных, физических и психологических  качеств для  выполнения  конституционного долга и обязанности гражданина России по защи­те Отечества;

·         освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной сис­теме защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного  и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

·         формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуа­циях; использования средств индивидуальной и коллективной защи­ты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состоя­ниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием про­граммы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися  в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Раздел I«Основы медицинских знаний и здорового образа жиз­ни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболе­ваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой ме­дицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел II«Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной под­готовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, озна­комятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Фе­дерации, их структуре и предназначении для обеспечения националь­ной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриоти­ческого воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

- методы   и   формы   обучения:

·         Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинарыдемонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

·         Логические: (индуктивные и дедуктивные)логическое изложение и восприятие учебного материала учеником.(Анализ ситу­ации).

·         Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский.(Реферат. Доклад. Проектное задание)

·         Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

·         Контроля и самоконтроля(устный, письменный).

·         Стимулирования и мотивации.

·         Самостоятельной учебной деятельности.

·         Фронтальная формаобучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

·         Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

·         Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

- предполагаемые результаты:

    В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

   В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

деятельности учащихся.

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура - ЗОЖ; история - ОВС; биология - ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия - опасные вещества, экологическая безопасность; физика - природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

- система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

- инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

РазделI (P-I). РазделII (P-II). МодульI (М-I). Модуль II(М-II).

 

Проверочные работы по курсу ОБЖ – 11 класс

№ п/п

Тема проверочной работы

Форма проведения

Время работы

№ урока п/п

1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тестирование

20 мин.

10

2

Воинская обязанность

Тестирование

20 мин.

17

3

Особенности военной службы

Тестирование

20 мин.

25

4

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Тестирование, практическая работа

40 мин.

33

 

Практические работы по курсу ОБЖ – 11 класс

№ п/п

Тема практической  работы

Место проведения

Время работы

№ урока п/п

1

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

класс

15 мин.

6

2

Первая  медицинская помощь при ранах

класс

15 мин.

7

3

Первая  медицинская помощь при травмах

класс

15 мин.

8

4

Первая медицинская помощь при остановке сердца

класс

15 мин.

9

5

Обобщение по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»

Скорая помощь

30 мин.

33

 

 

 

РК в рамках учебного предмета ОБЖ

 

№п/п

класс

Тема урока

Вопросы РК

№ п/п

Кол-во

1

11

Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

Статистические данные за 3 года по Хаб. краю

3

1

2

11

СПИД

Статистические данные за 3 года по Хаб. краю Возрастные группы.

4

1

3

11

Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье

Статистические данные о количестве браков и разводов по Хаб. краю

5

1

4

11

Обобщение по т.Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Особенности и специфика работы скорой помощи Хаб. краю

32

1

5

11

Обобщение по т.Основы  военной службы

Работа ГВК Хаб. краю

34

1

 

2.Учебно-тематический план

 

№ модуля, раздела, темы

 

Наименование модулей, разделов, тем

Кол-во часов

M-I

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

P-I

Основы здорового образа жизни

10

Тема 1

Основы здорового образа жизни

6

Тема 2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

4

 

Итоговое задание

 

     M-II

Обеспечение военной безопасности государства

 

     P-II

 

Основы военной службы

24

Тема 3

Воинская обязанность

10

Тема 4

Особенности военной службы

8

Тема 5

Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых сил России

4

Тема 6

Символы воинской чести

2

 

Всего часов

34

 

 

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ 11 класс

 

п/п

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов

Тип

урока

 

Элементы содержания

 

Требования  к  уровню  подготовки обучающихся

Вид

контроля

 

Элементы  дополнительного            содержания

Домашнее

задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

P-l

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

 

 

 

 

 

 

план

ф

а

к

т

 

Тема 1

Основы здорового образа жизни

6

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1.1.

Правила личной гигиены

1

Урок  изучения и первичного закрепления новых знаний

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма

       Знатьоб основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

       Уметьиспользовать приобретённые знания и умения в практической деятельности  и повседневной  жизни для ведения здорового образа жизни

 

Тестирование (10 мин)

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году

§ 1.1 (учебник)

 

 

2

1.2.

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

1

Комбинированный

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи

       Знатьфакторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.

       Уметьиспользовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

 

 

Индивидуальный опрос

 

§ 1.2 (учебник)

 

 

3

1.3.

Болезни передаваемые половым путем. Меры профилактики

1

Комбинированный

Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью

       Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП.

       Уметьиспользовать приобретённые знания  для  ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

 

 

 

 

4

1.4.

СПИД

1

Комбинированный

ВИЧ- инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД- финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

       Знатьо путях заражения ВИЧ- инфекции.

       Уметьиспользовать приобретённые знания  для  ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

 

§ 1.3 (учебник)

 

 

5

1.5.

Профилактика  СПИДа

1

Комбинированный

Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ- инфекцией

       Знатьо профилактике СПИДа; об ответственности  за заражение ВИЧ- инфекцией.

       Уметьиспользовать приобретённые знания  для  ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

 

§ 1.4 (учебник)

 

 

6

1.6.

Семья в современном обществе. Законодательство о семье

1

Урок обобщения и систематизация знаний

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок  заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей

       Знатьоб основах законодательства РФ о семье.

       Уметьиспользовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Семинар

 

Повторить

§ 1.5

 

 

 

Тема 2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

7

2.1.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

       Знатьправила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.     

       Владетьнавыками первой медицинской помощи при  острой сердечной недостаточности и инсульте

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте (15 мин)

 

§ 2.1

 

 

8

2.2.

Первая медицинская помощь при ранениях

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложение жгута. Борьба с болью

       Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки.

       Владетьнавыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях

Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях и        ( 15 мин)

 

§ 2.2  (учебник)

 

 

9

2.3.

Первая медицинская помощь при травмах

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарат. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская при травмах груди, живота, в области глаз, при повреждении позвоночника

       Знатьправила оказания первой медицинской помощи при травмах.

       Владетьнавыкамиоказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях

Практическая работа.

Оказание первой медицинской помощи при травмах 

(15 мин)

 

§ 2.3 (учебник)

 

 

10

2.4.

Первая медицинская помощь при остановке сердца

1

 Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Понятие клинической смерти и реанимации. Возможны причины клинической смерти и ее признаки. Правила поведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечной реанимации

       Знатьо возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приёмах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

       Владетьнавыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца

Практическая работа.

Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца (15 мин7)

 

§ 2.4 (учебник)

 

 

 

P-II

Основы военной службы

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3

Воинская обязанность

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

3.1.

Основные понятия о воинской обязанности

 

Комбинированный

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

       Знатьоб обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.

       Уметьиспользовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Проверочная работа по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин)

 

§ 3.1 (учебник)

 

 

12

3.2.

Организация воинского учета и его предназначение

1

Комбинированный

Организация воинского учёта. Обязанности граждан по воинскому учету

       Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по  воинскому учету.

       Уметьиспользовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

 

§ 3.2 (учебник)

 

 

13

3.3.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1

Комбинированный

Первоначальная постановка  граждан на воинский учет.

Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет

       Знать первоначальной постановке граждан на воинский учет.

       Уметьиспользовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

 

Повторить

§ 3.2 (учебник)

 

 

14

3.4.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

1

Комбинированный

Основное  содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе

       Знатьо содержании обязательной подготовки граждан к военной службе.

       Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

 

Индивидуальный опрос

 

§ 3.3 (учебник)

 

 

15

3.5.

Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи

1

Комбинированный

Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.)

 

       Знать требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим профессиональным качествам гражданина.

       Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

 

§ 3.4 (учебник)

 

 

16

3.6.

Добровольная  подготовка граждан к военной службе

1

Комбинированный

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим цель военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования

        Знать об основных направлениях  добровольной подготовки граждан к военной службе.

       Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

 

§ 3.5 (учебник)

 

 

17

3.7.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при  установке на воинский учет

1

Комбинированный

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при  первоначальной постановке граждан на воинский учет

       Знатьоб организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учёт.

       Уметьиспользовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

 

§ 3.6 (учебник)

 

 

18

3.8.

Категории годности к военной службе

1

Комбинированный

Предназначение медицинского освидетельствования и медицинского  обследования граждан при постановке на воинский учет. Категории годности к военной службе

       Знатьо категориях годности к военной службе.

       Уметьиспользовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

 

 

§ 3.7 (учебник)

 

 

19

3.9.

Организация профессионально-психологического отбора граждан

1

Комбинированный

Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет

       Знать  об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.

       Уметьиспользовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

 

§  3.8 (учебник)

 

 

20

3.10.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1

Комбинированный

Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов

       Знатьоб основах военной службы.

Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе.

       Уметьиспользовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

 

Повторить

§ 3.1-3.8 (учебник)

 

 

 

Тема 4

Особенности военной службы

8

 

 

 

 

 

 

 

 

21

4.1.

Правовые основы военной службы

1

Комбинированный

Военная служба- особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Военные аспекты международного военного права

       Знатьположения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан.

       Уметьиспользовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Проверочная работа по теме «Воинская обязанность» (20 мин)

 

§ 4.1 (учебник)

 

 

22

4.2.

Общевоинские уставы Вооружённых сил- законов воинской жизни

1

Комбинированный

Общевоинские уставы- нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской  Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых сил Российской  Федерации, Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации, их предназначения и основные положения

       Знатьо предназначении общевоинских уставов Вооружённых Сил.

Назвать нормативно-правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих.

       Уметьиспользовать приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

 

§ 4.2 (учебник)

 

 

23

4.3.

Военная присяга- клятва воина на верность Родине, России

1

Комбинированный

Военная присяга- основой  и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военноё присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга

       Знатьо  традициях ВС РФ.

       Уметьиспользовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

 

§ 4.3 (учебник)

 

 

24

4.4.

Призыв на военную службу, время и организация призыва

1

Комбинированный

Призыв на военную  службу. Время призыва на военную службу, организация призыва.

Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек

       Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек.

       Уметьиспользовать полученные знания при постановке на воинский учет.

       Владетьнавыками  оценки уровня подготовленности к военной службе

Индивидуальный опрос

 

§ 4.4 (учебник)

 

 

25

4.5.

Прохождение военной службы по призыву

1

Комбинированный

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок  жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Военная форма одежды

       Знатьоб общих, должных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооружённых  сил Российской Федерации.

       Владетьнавыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

История возникновения воинских званий. История возникновения военной формы одежды

 Повторить

§ 4.4 (учебник)

 

 

26

4.6.

Прохождения военной службы по контракту

1

Комбинированный

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту.

Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

       Знатьосновные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

       Уметьиспользовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

       Владеть  навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней

Тестирование (15 мин)

 

§ 4.5 (учебник)

 

 

27

4.7.

Права и ответственность военнослужащих

1

Комбинированный

Общие права военнослужащих.

Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащим, самовольное оставление части и др.)

       Знатьправа и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступление против военной службы.

       Владеть навыкамиоценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения пот отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

 

§ 4.6 (учебник)

 

 

28

4.8.

Альтернативная гражданская служба

1

Комбинированный

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы.

Подач заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

       Знатьособенности прохождения альтернативной гражданской службы.

       Владетьнавыками оценки своей подготовленности  к военной службе

Тестирование (15 мин)

 

§ 4.7 (учебник)

 

 

 

 

Тема 5

Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых сил России

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

5.1.

Военнослужащий- патриот, с честью и достоинством несут звание защитника Отечества

1

Комбинированный

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание- защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высокая воинская дисциплина преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа Отечества

       Знатьоб основных качествах военнослужащего.

       Владетьнавыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

       Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Проверочная работа по теме «Особенности военной службы»         (20 мин)

 

§ 5.1 (учебник)

 

 

30

5.2.

Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

1

Комбинированный

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их пользования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения.

Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выручку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя

 

       Знатьосновные качества военнослужащего.

       Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

 

§ 5.2 (учебник)

 

 

31

5.3.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально –психологическим и профессиональным качествам гражданина

1

Комбинированный

Виды воинской деятельности и их особенности.

Основные элементы воинской деятельности и их предназначение.

Особенности воинской деятельности в различных вида Вооружённых сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодёжи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим  качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета)

 

       Знатьоб основных видах военно-профессиональной деятельности человека и их особенностях в различных видах Вооружённых сил и родах войск; о требованиях, предъявляемой военной службой к уровню подготовки призывника.

       Уметьоценивать уровень своей подготовленности.

       Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

 

§ 5.3 (учебник)

 

 

32

5.4.

Военнослужащий- подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

1

Комбинированный

Единоначалие- принцип строительства вооружённых си Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу

       Знатьо принципе единоначалия в Вооружённых силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника.

       Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

 

§ 5.4 (учебник)

 

 

 

Тема 6

Символы воинской чести

2

 

 

 

 

 

 

 

 

33

6.1.

Как стать офицером Российской армии?

1

Комбинированный

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные  образовательные учреждения профессионального образования

       Знатьоб основных видах военных образовательных учреждениях профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения.

       Владетьнавыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

 

§ 5.5 (учебник)

 

 

34

6.2.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых сил Российской Федерации

1

Комбинированный

Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых сил Российской Федерации

       Знатьоб организации подготовки офицерских кадров для ВС  РФ.

       Владетьнавыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

 

Повторить § 5.6

(учебник)

 

 

 

Всего часов

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Требования к знаниям и умениям обучающихся:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности вы­пускник школы должен знать:

•основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопас­ности при угрозе террористического акта;

•организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и орга­низационные основы борьбы с терроризмом;

•основные принципы здорового образа жизни;

•правила оказания первой медицинской помощи;

•основы обороны государства и военной службы;

•боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.

 

Выпускники старших классов должны уметь:

•предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опас­ных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

•грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

•оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состо­яниях;

•выполнять основные действия, связанные с будущим прохож­дением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из авто­мата и т.д.);

•пользоваться справочной литературой для целенаправленной под­готовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

 

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной бе­зопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соб­людении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.

 

                     Формы и вопросы контроля:

 

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов.

 

                   Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

- работа с учебником;

- анализ ситуации;

- сообщение;

- доклад;

- реферат;

- проект;

- творческие работы.

 

 

3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

 

Учащиеся  должны  знать/понимать:

•    основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

•    потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

•    основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•    предназначение, структуру и задачи РСЧС;

•    предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

•    основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

•    порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицин­ского освидетельствования, призыва на военную службу;

•    историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России;

•    состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции;

•    основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

•    основные виды военно-профессиональной деятельности; особен­ности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;

•    нормы международного гуманитарного права;

•    требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  при­зывников;

•    основные виды воинской деятельности;

•    строи отделения и порядок управления ими;

•    назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

•    правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;

•    правила подготовки автомата к стрельбе;

•    приемы и правила стрельбы из автомата;

•    основы современного общевойскового боя;

•    общие обязанности солдата в бою;

•    основные способы передвижения солдата в бою;

•    способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

•    основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

•    государственные и военные символы Российской Федерации;

•    боевые традиции Вооруженных Сил России;

•    классы сходных воинских должностей;

•    общие требования к безопасности военной службы;

•    порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

•    общую организацию подготовки офицерских кадров для Воору­женных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;

•    правила безопасности при обращении с оружием и при организа­ции учебных стрельб;

•    средства массового поражения и их поражающие факторы;

•    защитные сооружения гражданской обороны и правила их ис­пользования;

•    порядок размещения и условия быта военнослужащих;

 

уметь:

•    применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•    пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защи­ты;

•    оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осоз­нанное самоопределение по отношению к военной службе.

•    выполнять строевые приемы на месте и в движении;

•    производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

•    вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся це­лям;

•    ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

•    пользоваться индивидуальными средствами защиты;

•    использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;

•    выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кан­дидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соот­ветствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по про­граммам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах обра­зовательных учреждений высшего профессионального образова­ния

 

4.Перечень учебно-методического обеспечения

 

      Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

             Программа по курсу ОБЖ:  авторы  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «Просвещение»2007-2011 г.

·         Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

·         Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2011;

·         Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

·         Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

·         Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

·         Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

·         Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Учебные пособия:

·         Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс /Мультимедийный учебник TeachProтм, - М.,

Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;

·         Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

·         Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

·         ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;

·         Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей.  2004-2008- №№ 1-12;

·         Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;

·         Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский центр «Валеос», 1993.

  • 1. Федеральные Законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об охране окружающей и природной среды», «О безопасности жизнедеятельности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне».

 

 

5. Приложения к программе

 

Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.

Освоение программы курса ОБЖ в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право по выбору сдавать экзамен по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:

·         Лекции;

·         Беседы;

·         Семинары;

·         Практические занятия;

·         Соревнования;

·         Ролевые игры.

·         Реферат;

·         Доклад;

·         Проектное задание;

·         Анализ ситу­ации.

 

Списки тем рефератов:

·         Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Права и обязанности граж­дан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

·         Тема 2. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения.

·         Тема 3. Общая характеристика современных средств поражения (ядерное, химическое, бактерио­логическое оружие, обычные средства вооруженной борьбы).

·         Тема 4. Мероприятия личной и общественной ги­гиены. Значение соблюдения гигиенических требо­ваний в повседневной жизни для здоровья человека.

·         Тема 5. Основные составляющие режима дня че­ловека. Значение двигательной активности, пита­ния и сна в режиме дня для здоровья человека.

·         Тема 6. Биологическая необходимость двигатель­ной активности человека в процессе жизнедеятель­ности.

·         Тема 7. Вредные привычки, основные причины, способствующие их появлению. Меры профилакти­ки вредных привычек.

·         Тема 8.Военные реформы в России, их необходи­мость и значение для обеспечения национальной безопасности России.

·         Тема 9.Основные качества, присущие российско­му воину — защитнику Отечества.

·         Тема 10. Обязательная подготовка граждан к во­енной службе, ее значение в воспитании у молодежи качеств, необходимых гражданину России.

·         Тема 11. Статус военнослужащего, права и свобо­ды, льготы, предоставляемые военнослужащему, проходящему военную службу по призыву.

·         Тема 12. Основные виды военных образова­тельных учреждений профессионального образова­ния Вооруженных Сил Российской Федерации, пра­вила приема в них, обучение в военно-учебном заве­дении.

 

Темы творческих работ:

·         Тема 1. Основы медицинских знаний и профилакти­ка инфекционных заболеваний.

·         Тема 2. Основы здорового образа жизни.

·         Тема 3. Семья в современном обществе. Законода­тельство о семье.

·         Тема 4.Военнослужащий — защитник Отечества.

·         Тема 5. Требования воинской деятельности, предъ­являемые к моральным и психологическим качест­вам военнослужащего.

·         Тема 6.Символы воинской чести.

 

6. Методические рекомендации:

            

                                                      Единые требования к ТДЗ

 

к оформлению:

1. Оформление титульного листа по образцу:

•  ТемаТДЗ;

•  Вид работы (сообщение, доклад...);

•  Учебный предмет («Сообщение по ОБЖ»);

•   Ф.И., класс, автор;

•   г. Бугульма, год;

•  Наличие иллюстрации по желанию автора или учителя.

2. Функциональность (прочность материала).

3. Аккуратность выполнения.

к содержанию:

1. Терминология, сложность информации должнасоответствовать возрасту учащегося.

2. Лаконичность и интересность информации.

3. Наличие списка использованной литературы.

 

Алгоритм работы над ТДЗ учащихся:

1. Поиск литературы (в школьной, районной, или городской библиотеках, читальном зале, у соседей, учителей, в компьютере...

2. Работа с книгой: поиск статей по оглавлению.

3. Работа со статьёй: прочитать, выбрать главную иинтересную информацию, составить конспект, или сделать ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом.

4. Свести всю найденную информацию в общийпоследовательный текст.

5. Оформить работу в соответствии с требованиями.

6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ).

 

Оценка ТДЗ:

1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.

2. Отметка выставляется только за устное выступление (общая).

 

Формы подведения итогов, практическое

применение ТДЗ:

 

       1. Письменная рецензия учителя.

       2. Устное выступление учащегося на уроке, семинаре, конференции.

 3. Выставка лучших по оформлению работ.

 4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ.

 5. Публикация в школьной печати.

 6. Участие в конкурсах различного уровня.

 7. Использование ТДЗ в качестве учебного пособия.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПООРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ТВОРЧЕСКИМ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ

 

Классификация ТДЗ:

 

 

По содержанию

 

По виду деятельности

 

По уровню оформления

1. Вопросник.

2. Кроссворд.

3. Макет, модель.

4. Ребус.

5. Сообщение.

6. Доклад.

7. Сочинение.

8. Реферат.

9. Эссе.

10.Исследование.

11...

1. Индивидуальная.

2. Парная.

3. Мелкогрупповая (3-7 человек).

4. групповая (10-15 человек).

5. Коллективная,

Рабочая (в тетради, «с листами»...). Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы таблицы...):

- файл-лист;

- буклет;

- брошюра;

- газета;

- «Раскладушка»;

- альбом».

 

 

 

Основная цель ТДЗ:

 

1.  Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

2.  Научить выделять главное из общей информации.

3.  Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

4.  Сформировать ораторские навыки.

5.  Воспитание эстетической культуры.

6.  Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

оформление:

Министерство образования Российской Федерации.

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1

Тема:«    »

Учебно-исследовательская работа по Основам Безопасности Жизнедеятельности

Выполнил: фамилия имя учащийся ___ класса

Научный руководитель: ФИО преподавателя

г. Хабаровск  20 - - г.

 

11 класс

 

I. Основы здорового образа жизни.

 

1.Какие известны факторы воздействия на здоровье человека?

  а. гомеопатические;

  б. физические;

  в. химические и биологические;

  г. социальные и психические.

 

2.Что необходимо сразу же предпринять, если на кожу попала кислота или другое химическое вещество?

  а. ополоснуть кожу марганцовкой;

  б. протереть это место спиртом;

  в. немедленно смыть их проточной водой с мылом;

  г. немедленно промокнуть это место тампоном.

 

3.Как называется наиболее распространённая форма эрозии зубов?

  а. аденома;                            г. кариес;

  б. псориаз;                            д. коррозия;

  в. герпес;

 

4.Какую пищу необходимо чаще необходимо чаще употреблять, чтобы укрепить зубы?

  а. продукты содержащие животные и растительные жиры;

  б. мясные продукты;

  в. рыбу и морепродукты;

  г. яблоки, морковь, орехи, семечки подсолнуха, оливки, сыр.

 

5.Как называется болезнь, вызывающая появление на коже головы и в волосах человека белых и желтоватых чешуек?

  а. диспепсия;                          в. герпес;

  б. диабет;                                г. себорея;

 

6.Какую пищу необходимо исключить из рациона при заболевании, связанным с нарушением обмена веществ?

  а. орехи;

  б. сыр;

  в. жирные и острые блюда;

  г. копчёное мясо и рыбу.

 

7.Каким требованием должен удовлетворять материал, из которого изготовляется одежда?

  а. бать теплопроводным и воздухопроницаемым;

  б. быть теплопроводным и воздухонепроницаемым;

  в. быть гигроскопичным и водосбалансированным;

  г. быть гигроскопичным и водоёмким.

 

8.Какие способы очищения организма наиболее распространены?

  а. специальные диеты;

  б. использование тепла;

  в. применение клизм, голодание;

  г. применение холода;

  д. использование мочегонных и желчегонных средств.

 

9.В чём заключается важнейшая задача семьи?

  а. развитие интеллектуальных качеств супругов на благо общества;

  б. рождение и воспитание детей;

  в. рождение детей;

  г. развитие духовных качеств супругов.

 

10.Какой брак официально признан в Российской Федерации?

  а. брак, зарегистрированный в общественной организации;

  б. специальный брак, зарегистрированный в органах МВД России;

  в. гражданский брак, заключённый в соответствии с обычаями и традициями;

  г. гражданский брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния.

 

11.Какие установлены обязательные условия для заключения брака в РФ?

  а. взаимное согласие лиц, вступающих в брак;

  б. достижение обоими брачного возраста-18лет;

  в. недостижение предельного возраста для вступления в брак;

  г. выполнение ограничений в отношении некоторых категорий иностранных граждан.

 

12.По каким основанием брак в РФ признаётся не действительным?

  а. заключение фиктивного брака;

  б. недееспособность или несовершеннолетие вступающего в брак;

  в. обман, угрозы, применённые при заключении брака;

  г. нарушение принципа единобрачия;

  д. преклонный возраст вступающих в брак.

  е. серьёзные различия в общественном положении супругов.

 

13.Каким образом в РФ производится лишение родительских прав?

  а. только органами МВД России;

  б. только органами опеки;

  в. только органами социальной защиты населения;

  г. только в судебном порядке;

  д. только товарищескими судами.

 

11 класс, I(ответы)

 

 

 

Фамилия, Имя, класс

 

 

 

№ вопроса

 

Варианты ответов

а

б

 

в

г

д

е

 

1

 

Х

Х

Х

 

 

 

2

 

 

Х

 

 

 

 

3

 

 

 

Х

 

 

 

4

 

 

 

Х

 

 

 

5

 

 

 

Х

 

 

 

6

 

 

Х

Х

 

 

 

7

Х

 

 

Х

 

 

 

8

Х

Х

Х

 

Х

 

 

9

 

Х

 

 

 

 

 

10

 

 

 

Х

 

 

 

11

Х

Х

 

 

 

 

 

12

Х

Х

Х

Х

 

 

 

13

 

 

 

Х

 

 

 

11 класс

 

II. Основы медицинских знаний.

 

1.Каковы основные признаки наружного кровотечения?

  а. медленное и тягучее кровотечение;

  б. быстрое и пульсирующие кровотечение;

  в. сильная боль в повреждённой части тела;

  г. кровь ярко-красного цвета;

  д. кровь темно-красного цвета.

 

2.Каковы признаки поверхностного венозного кровотечения?

  а. кровь спокойно вытекает из раны;

  б. кровь фонтанирует из раны;

  в. кровь ярко-красного цвета;

  г. кровь тёмно-красного цвета;

  д. слабость.

 

3.Каким образом наложить жгут при артериальном кровотечении?

  а. прижать пальцем артерию ниже кровотечения;

  б. прижать пальцем артерию выше кровотечения, на 3-5 см выше раны наложить вокруг конечности чистую мягкую ткань;

  в.плотно приложить жгут к конечности и сделать необходимое количество оборотов, а также прикрепить к жгуту записку с указанием даты и точного времени наложения;

  г. доставить пострадавшего с наложенным жгутом в медицинское учреждение;

  д. на 3-5см ниже раны наложить вокруг конечности чистую ткань.

 

4.Как правильно наложить давящую повязку?

  а. обработать края раны перекисью водорода или марганцовкой;

  б. обработать края раны вазелином или кремом;

  в. прикрыть рану стерильной салфеткой, а на неё положить сложенный в несколько раз бинт;

  г. наложить повязку.

 

5.Укажите признаки внутреннего кровотечения?

  а. порозовение кожи в области повреждения;

  б. посинение кожи в области повреждения;

  в. учащённый слабый пульс и частое дыхание;

  г. кашель с кровянистыми выделениями;

  д. повышение артериального давления;

  е. чувство неутолимого голода.

 

6.В чём заключается оказание первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах?

  а. промыть рану содовым раствором и обработать её спиртом;

  б. промыть рану перекисью водорода (раствором марганцовки) и обработать её йодом;

  в. смазать рану вазелином или кремом;

  г. заклеить рану бактерицидным пластырем или наложить стерильную повязку.

 

7.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при ушибах?

  а. наложением холода на место ушиба;

  б. наложением тепла на место ушиба;

  в. наложением на место ушиба тугой повязки и обеспечением повреждённому месту покоя.

 

8. В чём заключается оказание первой медицинской помощи при растяжениях?

  а. наложить на повреждённое место холод;

  б. наложить на повреждённое место тепло;

  в. наложить на повреждённое место тугую повязку и обеспечить ему покой;

  г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

 

9.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при вывихах?

  а. обеспечить повреждённой конечности покой;

  б. наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обильное питьё;

  в. наложить тугую повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;

  г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

 

10.Какой должна быть первая медицинская помощь при открытых переломах?

   а. вправить вышедшие наружу кости;

  б. остановить кровотечение и обработать края Раны антисептиком;

  в. на рану в области перелома наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;

  г. провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения.

 

11.Как оказать первую медицинскую помощь при закрытых переломах?

  а. провести иммобилизацию места перелома;

  б. устранить искривление конечности;

  в. положить на место травмы холод и дать пострадавшему обезболивающее средство;

  г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

 

12.Какой должна быть первая медицинская помощь при подозрении на сотрясение головного мозга?

  а. надо обеспечить пострадавшему абсолютный покой;

  б. на голову пострадавшему наложить тёплую грелку;

  в. на голову пострадавшему положить холод;

  г. вызвать врача.

 

13.Как оказать экстренную реанимационную помощь пострадавшему?

  а. положить пострадавшего на спину на твёрдую ровную поверхность;

  б. положить пострадавшего на спину на мягкую ровную поверхность;

  в. произвести прекардиальный удар в область грудины;

  г. приступить к непрямому массажу сердца и проведению искусственной вентиляции лёгких, вызвать «скорую помощь».

 

11 класс, II (ответы)

 

 

Фамилия, Имя, класс

 

 

 

№ вопроса

 

Варианты ответов

а

б

 

в

г

д

е

 

1

 

 

Х

Х

 

 

 

2

Х

 

 

Х

 

 

 

3

 

Х

Х

Х

 

 

 

4

Х

 

Х

Х

 

 

 

5

 

Х

Х

Х

 

 

 

6

 

Х

 

Х

 

 

 

7

Х

 

Х

Х

 

 

 

8

Х

 

Х

Х

 

 

 

9

Х

 

Х

Х

 

 

 

10

 

Х

Х

Х

 

 

 

11

Х

 

Х

Х

 

 

 

12

Х

 

Х

Х

 

 

 

13

Х

 

Х

Х

 

 

 

 

 

11 класс

 

III. Воинская обязанность.

 

1.Дополни предложение.

Воинская обязанность-это…

  а. особый вид государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах и других войсках;

  б. установленный государством воинский долг по военной защите своей страны;

  в. установленный государством почётный долг граждан с оружием в руках защищать своё Отечество, нести службу в рядах, Вооружённых сил, проходить вневоинскую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности.

 

2.Что предусматривает воинская обязанность граждан в период мобилизации, военного положения и в военное время?

  а. отсрочку от военной службы;

  б. призыв на военную службу;

  в. прохождение военной службы;

  г. военное обучение;

  д. призыв на военные сборы и их прохождение.

 

3.Какаие санкции принимаются в отношении гражданина, на являющегося по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины?

  а. моральная и материальная ответственность;

  б. дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством РФ;

  в. административная  ответственность в соответствии с законодательством РФ;

  г. уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

 

4.Что предусматривает обязательная подготовка к военной службе?

  а. подготовку по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях и учебных пунктах органов местного самоуправления,

  б. участие в военно-патриотической работе и подготовку в военно-патриотических объединениях;

  в. членство в какой либо организации, имеющей военную направленность;

  г. овладение одной или несколькими военно-учётными специальностями;

  д. прохождение медицинского освидетельствования.

 

5.Какая может быть вынесена оценка по результатам профессионального психологического отбора о пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности?

  а. рекомендуется вне очереди - высшая категория профессиональной пригодности;

  б. рекомендуется в первую очередь – первая категория профессиональной пригодности;

  в. рекомендуется – вторая категория профессиональной пригодности;

  г. рекомендуется условно – третья категория профессиональной пригодности;

  д. не рекомендуется – четвёртая категория профессиональной пригодности.

 

6.Что рекомендуется делать гражданам в рамках добровольной подготовки к военной службе?

  а. ежедневно выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики4

  б. заниматься военно-прикладными видами спорта;

  в. обучаться по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в ВУЗах.

  г. обучаться в соответствии с дополнительными образовательными программами.

 

11 класс, III (ответы)

 

 

Фамилия, Имя, класс

 

 

 

№ вопроса

 

Варианты ответов

а

б

 

в

г

д

е

 

1

 

 

Х

 

 

 

 

2

 

Х

Х

Х

 

 

 

3

 

 

Х

 

 

 

 

4

Х

Х

 

Х

Х

 

 

5

 

Х

Х

Х

Х

 

 

6

 

Х

Х

Х

 

 

 

11 класс

IV. Психологические основы подготовки к военной службе.

 

1.Что понимается под социальной позицией личности?

  а. политические взгляды на события и явления;

  б. место, которое может занимать человек в каких-либо ситуациях;

  в. функциональное место, которое может занимать человек по отношению к другим людям в обществе;

  г. определённые обязанности по отношению к другим людям.

 

2.Что понимается под направленностью личности?

  а. сочетание материального и духовного начала в деятельности личности;

  б. сочетание различных факторов, воздействующих на выбор определённого образа жизни и его активное осуществление;

  в. сочетание жизненных целей, мотивов деятельности, поведения и отношения к выбору определённого образа жизни и его активному осуществлению;

  г. сочетание необходимых качеств личности, направленных на активное осуществление различных видов деятельности.

 

3.Что собой представляет мировоззрение человека?

  а. взгляды личности на определённые события и явления;

  б. система взглядов на состояние окружающей среды;

  в. система взглядов на окружающую действительность и место человека в ней;

  г. отношение ко всему происходящему в природе и обществе, включая армейскую службу;

 

4.Какие типы слухов выделяют современные психологи?

  а. пассивные слухи;

  б. агрессивные слухи;

  в. слухи-желания;

  г. слухи-пугала.

 

5.Дополните предложение?

Честь-это…

  а. общественно-моральное достоинство, которое вызывает и поддерживает общие уважение, чувство гордости;

  б. вежливое и достойное отношение к людям;

  в. признанием общественным мнением и осознание самим человеком высокой социальной ценности выполняемого им долга.

 

6.Дополните предложение.

Самовоспитание-это…

  а. коллективная работа по совершенствованию своих человеческих качеств;

  б. конкретные действия по воспитанию окружающих;

  в. деятельность самого субъекта с целью изменить свои психологические свойства и процессы, свою личность в целом;

  г. деятельность окружающих с целью изменить свои психологические свойства и процессы определённого объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс, IV(ответы)

 

 

Фамилия, Имя, класс

 

 

 

№ вопроса

 

Варианты ответов

а

б

 

в

г

д

е

1

 

 

 

Х

 

 

 

2

 

 

 

Х

 

 

 

3

 

 

 

Х

 

 

 

4

 

 

Х

Х

Х

 

 

5

 

 

 

Х

 

 

 

6

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

7. Список литературы (основной)

 

·         Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

·         Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

·         Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

·         Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

·         Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

·         Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

·         Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

 

(дополнительной)

1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.

3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.

4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.

5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.

7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.

9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.

10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.

11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.

12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.

13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.

14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.

15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.

16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.