Примерная образовательная программа по внедрению ФГОС ООО и переподготовки кадров
Пояснительная записка
Примерная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы гимназии определяет содержание, организацию образовательного процессана ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП основного общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и нацелена на:
- подготовку школьников к обучению в старшей школе;
- формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
- формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
- поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
- непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского (родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений;
- развитие подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
- овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);
При реализации основнойобразовательной программыдостижение этих целей предполагает создание условий и предоставление возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий:
- инициативной пробы самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (проявление образовательного интереса и образовательной амбиции);
- произвольного соотнесения выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);
- произвольного перехода от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы);
- координации предметных способов и средств действий между отдельными учебными предметами, а также между предметными областями;
- самостоятельного владения различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование;
- адекватной оценки собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год).
ООП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет.
ООП прежде всего опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно:
- наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи;
- способность к инициативному поиску построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;
- сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
- освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
- наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);
- желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не достает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.
Также основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового возраста, которые включают в себя:
- возникновение нового отношения к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;
- появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;
- становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач;
- появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;
- субъективное переживание, чувство взрослости, в именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;
- общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения;
- проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появление сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты;
- пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром социальных отношений;
- появление к концу подросткового возраста способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Становление поведения подростка поведением для себя, осознание себя как некое целое.
Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:
первый этап - 5-6 классыкак образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
- второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах).
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения;
- раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
- создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников
Основная образовательная программа основного общего образования является программой действий всех участников образовательного процесса по достижению запланированных данной программой результатов и предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной (урочной и внеурочной) деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
- овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий ее реализации;
- организацию сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса общеобразовательного учреждения, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
- формирование у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- обновление содержания основной образовательной программы основногообщего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
- эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
- эффективное управление образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Раздел 1
Цели образования основного общего образования, планируемые образовательные результаты и система оценки их достижения
1.1. Цель и базовые требования к результатам образования
Одной из базовых целей общего образования является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Применительно к основной школе данная цель конкретизируется следующим образом:
сформировать способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.
Для достижения поставленной цели подросток, выполнивший данную ООП, должен:
- видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
- обладать соответствующими учебно-предметными и ключевыми компетентностями на определенном уровне их реализации;
- иметь определенный социальный опыт, позволяющий ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;
- уметь делать осознанный выбор, по крайне мере на уровне, той информации итого опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.
В связи с этим Основная образовательная программа основного общего образования прежде всего обеспечивает базовые (общие) требования к результатам освоения ООП основного общего образования:
– предметные знания должны стать инструментальными, чтобы обучающийся мог в состоянии пользоваться ими для того, чтобы:
- вычислять взаимосвязанные параметры системного объекта;
- взаимосогласовывать разные процессы при изменениях объекта;
- манипулировать со сложными зависимостями;
- определять и задавать условия сохранения и превращения сложных объектов;
- решать задачи в нестандартных условиях;
- строить инициативную пробу самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (образовательный интерес и образовательная амбиция).
– в области понимания и мышления у обучающихся должно появиться:
- позиционное видение изучаемых объектов;
- умение соотносить разные знаковые формы описания объектов, выражающееся в умении переводить одни знаки в другие и фиксировать смысловые изменения при изменении знаковых форм;
– в области действия должно возникнуть умение преобразовывать собственный способ действия, выражающееся в умении:
- строить ситуации проверки суждения;
- достраивать ситуацию действия до полноты условий его выполнения;
- ограничивать суждения условиями рассмотрения объекта;
- определять условия возможности достижения результата и ограничения достижений в зависимости от условий действия.
Перечисленные выше требования к результатам находят свое отражение в частных образовательных результатах по предметным областям.
Условием достижения этих результатов образования является построение ООП с учетом возрастных особенностей обучающихся на основе множественности видов деятельности ребенка.
1.2. Возрастные этапы ступени основного общего образования и планируемые образовательные результаты
Основное общее образование связано с двумя важными этапами в становлении личности обучающихся. В связи с этим в проектировании и реализации ООП выделяются два связанных между собой этапа образования.
Первый этап(5-6 класс,10-12 лет) имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования.
Для достижения этой цели необходимо решать ряд основных педагогических задач. Важно:
- создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать «инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу) в разных, не только учебных, ситуациях;
- помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;
- создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения задач развития младших подростков;
- не разрушить учебную мотивацию в критический возрастной период.
Для решения поставленных задач на данном этапе образования необходимо организовать работу педагогического коллектива по следующим трем основным направлениям:
- поиск адекватных, переходных форм и содержания образовательного процесса;
- поиск современных организационных форм взаимодействия педагогов начальной и основной школы;
- поиск новых педагогических позиций, из которых взрослый может конкретизировать общие задачи переходного этапа образования применительно к отдельным классам и ученикам, искать средства их решения.
В результате реализации ООП на переходном этапе (5-6 классы) планируется получить следующий образовательный результат:
В предметных результатах:
- умение действовать освоенными культурными предметными способами и средствами действия в начальной школе в различных учебных и практических ситуациях;
- обобщение знаний, полученных на первой ступени обучения, из позиции «учителя» через разновозрастное сотрудничество с младшими школьниками.
Общий результат: наличие инициативного, самостоятельного действия с учебным материалом.
Данные образовательные результаты проверяются и оценениваются образовательным учреждением самостоятельно двумя способами: через разработку контрольно-измерительных материалов, в которых известные из начальной школы культурные предметные способы и средства действия задаются обучающимся в новых, нестандартных ситуациях и через экспертную оценку взрослого в ходе встроенного наблюдения в урочных и внеурочных формах разных видов деятельности обучающихся.
В метапредметных результатах:
- наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности (индивидуализация контрольно-оценочных действий);
- действование в «позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками;
- использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;
- освоение способов учебного проектирования через решения проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков;
- освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;
- освоение способов работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.
Общий результат: у обучающихся сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).
Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно двумя способами:
- контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия) через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов;
- умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся.
В личностных результатах:
- удержание и повышение учебной мотивации младших подростков за счет организации учебного сотрудничества с младшими школьниками;
- стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
- умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;
- умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта);
- отсутствие подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
- умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной работы группы младших школьников;
- понимание и учитывание в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека;
Общий результат: плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной на основную ступень образования.
Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно с помощью анкетирования разных субъектов образовательного процесса, проведения «фокус-группы», наблюдений, показателей деятельности образовательного учреждения (в частности, правонарушений, участие обучающихся в различных внешкольных, внеурочных формах деятельности и т.п.). Образовательные результаты этой группы описываются либо с помощью содержательных характеристик, либо с помощью статистических данных по образовательному учреждению за определенный промежуток времени.
Второй этап (7-9 классы, 12-15 лет) – период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, работают в разновозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы предпочтения. Они быстро меняют свои интересы, охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро переключается. Дети с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях.
На этом этапе реализации ООП необходимо решить следующие педагогические задачи:
- реализовать образовательную программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии (школы) и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы;
- сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей;
- подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) в заданной предметной, интегративной, метапредметной программой области самостоятельности;
- организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах;
- создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.
В результате решения поставленных педагогических задач образовательными результатами по окончанию данного этапа образования можно назвать следующие:
Личностные результатыосвоения основной образовательной программы основного общего образованияобнаруживаются через участие обучающихся в разных видах деятельности и освоение их средств, что дает возможность школьникам приобрести общественно-полезный социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:
- овладеть основами понятийного мышления (освоение содержательного обобщения, анализа, планирования, контроля и рефлексии учебной деятельности);
- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
- научиться самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой к сверстникам и взрослым);
- сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развить моральное сознание и социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дорогах;
Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно с помощью анкетирования разных субъектов образовательного процесса, проведения «фокус-группы», наблюдений, показателей деятельности образовательного учреждения (в частности, правонарушений, участие обучающихся в различных внешкольных, внеурочных формах деятельности и т.п.). Образовательные результаты этой группы могут описываться либо с помощью содержательных характеристик, либо с помощью статистических данных по образовательному учреждению за определенный промежуток времени.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой набор основных ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в ходе освоение обучающимися разных форм и видов деятельностей, реализуемых в основной образовательной программе.
Основой ключевых компетентностей являются сформированные универсальные учебные действия младших школьников.
На данном этапе основного общего образования ключевые компетентности проявляются:
Вкомпетентности решения проблем (задач) как основы системно - деятельностного подхода в образовании: компетентность в решении задач (проблемная компетентность) – способность видеть, ставить и решать задачи.
Основные группы способностей и умений:
– планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;
– производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;
– выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;
–выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.
В информационной компетентности какспособности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных технологий.
Основные группы способностей и умений:
– исходя из задачи получения информации:
- планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;
- находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями;
- оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.),
- выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;
- обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
- сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.);выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;
–исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:
- планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него;
- обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, менять повествователя, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму;
- создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых и зафиксированных на изображениях (наблюдений, экспериментов), фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий, связи между ними;
- фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (решение математической задачи, вывод из результатов эксперимента, обоснование выбора технологического решения и т. д.);
- участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции и т.д., ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты достигнуты;
– исходя из задачи проектирования объектов и событий, включая собственную деятельность, создавать проекты и планы в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель);
– исходя из задачи моделирования и прогнозирования, ставить виртуальный эксперимент.
– исходя из задачи записи (фиксации) объектов и процессов в окружающем мире выбирать правильные инструменты и действия такой фиксации, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством, в том числе фиксировать ход эксперимента, дискуссии в классе и т. д.;
В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.
Основные группы способностей и умений:
– способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:
- привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению;
- понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей;
- оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни;
– способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях:
- строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;
- читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями, продолжая их собственную внутреннюю логику;
- оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства.
– способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:
- осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;
- планировать взаимодействие (со своей стороны и коллективно);
- оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов.
– способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:
- находить пути разрешения конфликта, в том числе в качестве третьей стороны, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса;
В учебной компетентностикак способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии (умение учиться), выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.
Умение учиться, обнаруживает себя в готовности и возможности:
- строить собственную индивидуальную образовательную программу на последующих этапах образования;
- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;
- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей;
- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов;
- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.
Данная группа образовательных результатов может быть проверена и оценена как образовательным учреждением самостоятельно, так и с помощью внешней независимой оценки в ходе государственной итоговой аттестации как с помощью специальных контрольно-измерительных материалов, носящих интегрированных характер, так и в ходе оценки результатов других видов деятельности (проектной, исследовательской, творческой и т.п.)
2. План работы гимназии по определению изменений в образовательном процессе гимназии с целью приведения их в соответствие с требованиями ФГОС ОО
|
Цель анализа:
|
Перечень изменений, которые нужно внести
|
Анализ целей образования
|
определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей и планируемых результатах по предметам |
|
Анализ школьных учебных планов |
Определение необходимых изменений в учебных планах школы |
Внести необходимые изменения в БУП гимназии по составу предметов по образовательным областям школьного учебного плана; в количестве часов, которые отводится на изучение предметов; в организацию учебного процесса в течение учебного года; в содержание воспитывающей деятельности и методы ее организации
|
Анализ учебных программ и учебников |
Определение необходимых изменений в используемых программах и учебниках по предметам и для осуществления воспитательной работы |
Внести необходимые изменения в перечень программ по предметам; ставить перечень учебников, которые нужно заменить |
Анализ технологий
|
Результаты анализа: определение необходимых изменений в технологиях |
Апробировать и ввести в образовательный процесс новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей |
Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов обучения |
Определение необходимых изменений в способах контроля результатов образования |
Провести анализ механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования; |
Анализ ресурсов для реализации ФГОС |
Перечни тем курсов для повышения квалификации кадров учебников, наименований литературных изданий видов учебного оборудования |
Разработать программу курсовой и межкурсовой подготовки педагогов гимназии по обучению внедрения ФГОС
|
3. Новые профессиональные задачи учителя в связи с введением ФГОС
- Расширение прав и ответственности в
- определении планируемых результатов обучения,
- разработке программ учебных предметов,
- выборе учебников и пособий,
- в создании системы оценки результатов.
ФГОС диктует необходимость перехода от декларации к реальному обучению
- использованию деятельностного (компетентностного) подхода и соответствующих ему технологий обучения;
- формированию универсальных учебных (метапредметных) действий учащихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности учащихся;
- осуществлению внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования;
- построения учебно-воспитательного процесса на основе знания детской возрастной психологии и психологии обучения.
Требования к профессиональным и личностным качествам учителя
- Хорошо знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания
- Владеющий современными образовательными технологиями
- Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку и помощь, особенно в период возрастных кризисов
- Эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся, авторитетный в профессиональном и личностном плане для родителей
- Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы, обновляющий содержание образования, поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционным и инновационным
- Мотивированный на работу сучащимися, относящийся к своей работе как к призванию
- Способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию
4. Состав учителей, работающих в гимназии и их проблемы
Педагогический коллектив МБОУ гимназия №1 -это 46 педагогов и специалистов, средний возраст которых 47 лет.
В гимназии работает высокопрофессиональный педагогический коллектив. Из них
Заслуженный учитель-1,
Отличники народного образования-6,
Почетные работники общего образования-9,
победители конкурса «Лучшие учителя России» в рамках ПНПО-7,
победители краевого и участники Всероссийского конкурса «Учитель года»-3
Сравнительный анализ стажа, образования и квалификации учителей гимназии и со средними показателями по России
стаж до 5 лет |
стаж от 5 до 20 лет |
стаж более 20 лет |
высшее образование |
среднее специальное |
|||||
Россия |
Гимназия |
Россия |
Гимназия |
Россия |
Гимназия |
Россия |
Гимназия |
Россия |
Гимназия |
7-12% |
17% |
49% |
34% |
17% |
49% |
94% |
98% |
6% |
2% |
Данные представленные в таблице показывают, что в гимназии работает контингент педагогов-стажистов. С одной стороны это опытные, высококвалифицированные учителя, с другой стороны, уверенность в профессионализме приводит к некоторой отстраненности к нововведениям. В гимназии уделяется внимание к молодым специалистам. Как правило, они являются выпускниками гимназии.
Динамика профессионального роста учителей гимназии
Инновационная деятельность в гимназии дала толчок творческому росту педагогов. Они являются участниками профессиональных конкурсов.
В гимназии работают 3 победителя краевого и участники Всероссийского конкурса «Учитель года», 6 победителей (один из них дважды) конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта,
Не смотря на высокий профессиональный уровень педагогов, проведенный анализ высветил проблемы, свойственные кадровому обеспечению гимназии:
- старение
- неготовность и немотивированность к работе молодых
- профессиональное выгорание (усталость, конфликтность, агрессивность)
- некритичность
- неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию
- низкая зарплата
- отсутствие времени для самообразования и повышения квалификации
Проблемы обусловили разработку программы с педагогическими кадрами в свете новых требований ФГОС
5. Задачи гимназии вуправления по работе с кадрами при введении ФГОС
- Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей и передача информации об их наличии для формирования заказа
- системе ДППО и ММС
- Оказание помощи в разработке индивидуальных планов и содействия в их реализации
- Оказание помощи в разработке индивидуальных планов и содействия в их реализации
- Выявление запросов и обеспечение учителей необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами.
- Создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач новой деятельности (режима работы, оценки труда, поощрения, стимулирования, вознаграждения; обеспечение необходимыми ресурсами для осуществления обновления образовательного процесса)
- Организация процесса погружения учителя в решение новых задач профессиональной деятельности и обучение непосредственно на рабочем месте
- Управление самостоятельным профессиональным развитием учителя через ИУП и обучение непосредственно на рабочем месте
- Участие в выявлении наиболее ценного опыта работы учителей
Решение данных задач в гимназии решается на всех уровнях деятельности:
- На уровне администрации
- На уровне методических кафедр
- На уровне творческих групп
- На уровне сетевого взаимодействия учителей
- На уровне учителя
На уровне управления проводиться анализ индивидуальной деятельности педагогов с целью методической поддержки.
Результаты обучения
Уровни сформированности компетенции |
Показатели уровня сформированности компетенции |
Первый |
Человек способен решать только единичные задачи формируемой деятельности и из-за ограниченности ориентировки в условиях. Он может применять имеющиеся в его распоряжении методы ошибочно, то есть там, где их применение неадекватно реальным условиям выполняемой им задачи. |
Второй |
Обеспечивает решение определенные группы задач формируемой деятельности с пониманием условий и границ применимости обобщенных способов их решения. Однако и в этом случае человек не будет способен решить любые задачи, а только те их группы, которые позволяет освоенный им уровень обобщенности освоенного способа деятельности. Чем выше степень обобщенности, тем большее число задач будет способен решить человек. |
Третий |
Компетенция обеспечивает решение любых задач данного типа разными методами с полным учетом существующих условий задачи, которые при этом выявляются самостоятельно. |
Обучение педагогического коллектива гимназии планируется на основе использования различных видов и методов деятельности.
Виды деятельности |
Методы деятельности |
Учебно-познавательная |
Лекции, семинары, тренинги, учебные исследования, работа с литературой и др. |
Учебно-профессиональная |
Стажировка, занятия на базе гимназии, обучающие открытые уроки, выполнение различных обучающих заданий в собственной практике и др. Стажировка, занятия вне гимназии |
Профессиональная |
Разработка и реализация собственных проектов, проведение самостоятельных экспериментов по применению новых знаний. Практика по специальности. Исследование и обобщение собственного опыта и опыта своих коллег. |
6. Формы и методы обучения педагогических кадров
В процессе работы с педагогами гимназии планируется использование следующих методов и форм обучения.
Формы и методы обучения на рабочем месте
1. Делегирование- передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы
2. Ротация- перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации
3. Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности
4. Обучение в группе- обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений.
5. Педагогические мастерские- обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей
6. Обучение на собственных открытых уроках-обучение в процессе подготовки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами
7. Супервизии-мероприятия, проведенные учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает объективную информацию для более полного и объективного видения своей собственной деятельности.
8. Самоанализ и самооценка- обучении в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям; проводится примерно за неделю-две до экспертной оценки
9. Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе методического объединения
10. Открытые уроки и другие мероприятия- обучение в процессе просмотра и анализа посещенного открытого мероприятия
11.Мастер-классы и авторские мастерские- обучение под руководством опытного педагога, ведущего мастерские
Формы и методы обучения вне рабочего места
1. Кооперирование, стажировка- работник прикрепляется к более компетентному специалисту и учится работать, копируя действия этого человека
2. Обучение в процессе контроля руководителя школы- обучение в процессе совместного анализа и выработки корректирующего решений наблюдаемой руководителем деятельности
3. Экспертиза и контроль равного равным- обучение в процессе экспертизы и оценки работы другого сотрудника равного по статусу
4. Круглые и дискуссионные столы по проблемам- обучение в ходе организуемых дискуссий по проблемам введения ФГОС: самостоятельных выступлений и выслушивания различных альтернативных точек зрения
5. Проблемно-деловые игры- обучение в ходе решения актуальной проблемы введения ФГОС в процессе специально организованной игровой деятельности
6. Ролевые игры- обучение с помощью моделирования ролевого поведения: постановка обучаемого на чье-либо место с целью приобретения в ходе проигрывания его роли опыта требуемого поведения или деятельности
7. Рефлексивно-ролевые игры- обучение в ходе ролевой игры с помощью переоценки (рефлексии) чьего-либо или собственного опыта деятельности по совместно разработанным критериям его эффективности
8. Тренинги умелой деятельности- обучение в группе в процессе специально организованных упражнений, закрепляющих вырабатываемые умения, например, по общению, ведению дискуссий и т.д.
9. Уроки-панорамы- обучение в качестве участника урока, который ведет коллега, а также в качестве участвующего в его последующем обсуждении
10. Лекции- обучение с помощью вербальных (словесных) средств передачи профессиональных знаний преподавателем
11. Семинары- обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации, полученной в лекции или самостоятельно
12. Моделирование- проигрывание производственных и педагогических ситуаций с помощью разработки их моделей, воспроизводящих реальные условия работы
13. Анализ ситуаций- моделирование и анализ типичных педагогических ситуаций и способов их решения
14. Педагогические чтения- обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников школы
15. Аукционы педагогических идей- представление наиболее эффективных педагогических технологий коллегам, их экспертиза и предложение для освоения. Обучение в процессе разработки, представления эффективных технологий, а также их экспертной оценки
17. Педагогические ринги- защита своего собственного альтернативного другому взгляда на решение педагогической проблемы; обучение в ходе защиты собственной точки зрения
18. Просмотр видеофильмов отснятых уроков -обучение в процессе распознавания и анализа уведенного
19. Групповые и индивидуальные консультации- получение информации по конкретному вопросу у специалиста
7. Формирование заинтересованности и личнойответственности учителей в повышении своей квалификации
- Создание учителям и руководителям учреждений условий для самостоятельного выбора содержания, места и времени (ХК ИРО, ДВГГУ)
- Использование балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения.
- Обучение без отрыва от работы и обучение командами.
- Установление прямой зависимости оплаты труда от уровня квалификации специалиста, подтверждаемой сертификатом.
8. Создание таких условий, при которых каждый работающий в школе педагог будет иметь возможности для повышения своей квалификации.
1. Гарантированное 1 раз в пять лет 72 - часовое, финансируемое государством повышение квалификации учителей и руководителей школ.
2. Возможность выбора места повышения квалификации
3. Дистанционное обучение кадров
4. Обучение на рабочем месте: методическая работа школы, услуги ММС, профессиональное развитие учителей за счет включения в проектную и исследовательскую деятельность.
План повышения квалификации педагогических и управленческих кадров
по вопросам реализации ФГОС
Цель: обеспечить переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с требованиями ФГОС
Образовательные программы (модули) повышения квалификации |
Категория обучающихся |
Количество обучающихся по годам
(модульные курсы ФГОСдля основной школы на 2011г. не разработаны) |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
в рамках курсовой переподготовки |
учителя предметники |
5 |
8 |
14 |
11 |
4 |
8 |
модульные курсы ФГОС |
руководители, учителя предметники |
|
1 |
2 |
1
2 |
15 |
2.Система мер по информированию кадров о ФГОС
Задачи |
Формы и методы работы с кадрами |
Сроки |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
-собрать, информацию ФГОС основного общего образования -разместить основные документы на сайте гимназии -проинформировать участников образовательного процесса о целях и задачах введения ФГОС ООО |
- педагогический совет -семинары -курсовая подготовка -родительские собрания -Совет гимназии |
2010-2013 гг. |
администрация |
100% информированность педагогического коллектива |
3.Обучение кадров по вопросам введения ФГОСв гимназии
Задачи |
Формы и методы работы с кадрами |
Сроки |
Ответственные |
сформировать у учителей компетенции |
лекции семинары, работа творческих групп, исследовательская деятельность учителя, открытые уроки, стажировки |
2012-2015гг. |
администрация, руководители кафедр |
9. Ленточная диаграмма Гантта для планирования графика
разработки и реализации перечня единичных проектов
в рамках проекта введения ФГОС
Единичные проекты |
Годы |
|||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
1...информированность....................... |
||||||||||||
2.формирование компетентностей, разработка БУП, изменения в образовательной программе, переподготовка педагогического коллектива |
||||||||||||
3.Введение ФГОС в 5 классах |
||||||||||||
4.Введение ФГОС в 6 классах |
||||||||||||
5..Введение ФГОС в 7 классах |
||||||||||||
6..Введение ФГОС в 8 классах |
||||||||||||
7.Введение ФГОС в 9 классах |