Версия сайта для слабовидящих
Размер шрифтов: A A A | Изображения: Включить Выключить | Фон: A A ×
Выключить

Примерная образовательная программа по внедрению ФГОС ООО и переподготовки кадров

Пояснительная  записка

 Примерная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования к структуре основной  образовательной программы гимназии определяет  содержание, организацию образовательного процессана ступени основного общего образования и  направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 ООП основного общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста  и нацелена на:

  • подготовку школьников к обучению в старшей школе;
  • формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной,  учебной (образовательной)  компетентности;
  • формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
  • поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
  •  непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского (родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений;
  • развитие подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
  • овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

 

При реализации основнойобразовательной программыдостижение этих целей предполагает создание условий и предоставление возможности для полноценного  освоения  учащимися  следующих  действий:

  • инициативной пробы самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (проявление образовательного интереса и образовательной амбиции);
  • произвольного соотнесения  выполняемого  действия и обеспечивающих его знаковых  средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);
  • произвольного перехода от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы);
  • координации предметных способов и средств действий между отдельными  учебными предметами, а также между предметными областями; 
  • самостоятельного владения различными формами  публичного  выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование;
  • адекватной оценки собственного  образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год).

ООП основного общего образования, с одной стороны,  обеспечивает преемственность с начальным  общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового  возраста, который  включает  в себя возрастной  период  с 11 до 15 лет.

ООП  прежде всего опирается  на базовые достижения младшего  школьного возраста, а именно:

-  наличие у младшего школьника культурных  предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как  учебные, так и внеучебные задачи;

- способность к инициативному поиску построения средств выполнения  предлагаемых  учителем заданий и  к пробе их применения;

-   сформированность адекватной и автономной самооценки учебных  достижений;

- освоенность  самоконтроля выполнения  отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;

-  наличие содержательного и бесконфликтного  участия выпускников начальной школы в совместной  учебной работе  с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная  дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

- желание  и умение  учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не достает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

Также основная  образовательная программа основного общего  образования разработана в соответствии  с   возрастными возможностями подросткового возраста, которые включают в себя:

- возникновение нового  отношения  к учению – стремление  к самообразованию, тенденция к самостоятельности  в учении: желание  ставить цели и планировать ход учебной  работы, потребность  в  экспертной оценке  своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления  сверстниками и взрослыми;

- появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком  людей, для общества;

-  становление принципиальной личной склонности подростка  к изучению того или иного  предмета, знание цели  изучения  предмета, возможность  применения  результатов обучения в решении практических, социально  значимых задач;

- появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;

 

- субъективное переживание, чувство взрослости, в именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;

- общение со сверстниками  как самостоятельной  сферы  жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения;

- проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные  и временные  масштабы, которые становятся важнее  текущих, сегодняшних; появление стремления  к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появление сопротивления, стремления к  волевым усилиям, перерастающее  иногда в свои негативные варианты;

- пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром  социальных отношений;

-  появление к концу  подросткового  возраста способности осознанно, инициативно и ответственно  строить свое  действие в мире, основываясь  не только на видении собственного  действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Становление поведения  подростка  поведением для себя, осознание  себя как некое целое.

Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется  нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:

первый этап - 5-6 классыкак образовательный переход от  младшего  школьного    к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени  образования на другую;

- второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых  образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа  рассмотрения вещей, удерживающего  разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах).

В основе  реализации основной образовательной программы лежит  системно-деятельностный подход, который  предполагает:

  • определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения;

-     раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;

  • создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся  в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников

 

Основная образовательная программа основного общего  образования  является программой  действий всех участников  образовательного  процесса по достижению запланированных данной  программой  результатов и предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

-  развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной (урочной и внеурочной) деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через  систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;

- овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования  и ориентации в мире профессий;

- формирование социальных ценностей обучающихся, основ  их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

- индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования  и  условий ее реализации;

- организацию сетевого взаимодействия между участниками  образовательного процесса общеобразовательного учреждения, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;

- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

- формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

- формирование у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- обновление содержания основной образовательной программы основногообщего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;

- эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;

- эффективное управление образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

 

Раздел 1

Цели образования основного общего образования, планируемые образовательные  результаты и система оценки их достижения

          

1.1. Цель и базовые требования  к результатам образования

Одной из базовых целей общего образования  является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие  общества, формирование  социальной мобильности и адаптации. Применительно к основной школе данная цель конкретизируется следующим образом:

сформировать способности к осуществлению ответственного  выбора  собственной  индивидуальной образовательной траектории.

         Для достижения  поставленной цели подросток, выполнивший  данную ООП, должен:

- видеть и понимать ценность  образования, быть мотивированным к его  продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей   выбираемого им дальнейшего  жизненного  пути;

- обладать соответствующими учебно-предметными и ключевыми компетентностями на определенном  уровне их реализации;

- иметь определенный социальный опыт, позволяющий ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;

- уметь делать осознанный выбор, по крайне мере на уровне, той информации итого опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.

 

В связи с этим Основная  образовательная программа основного общего  образования прежде всего обеспечивает базовые (общие) требования к результатам освоения ООП основного  общего  образования:

предметные знания должны стать инструментальными, чтобы обучающийся мог в состоянии пользоваться ими для того, чтобы:

  • вычислять взаимосвязанные  параметры  системного  объекта;
  • взаимосогласовывать разные процессы при изменениях объекта;
  • манипулировать со сложными зависимостями;
  • определять и задавать условия сохранения и превращения сложных объектов;
  • решать задачи в нестандартных условиях;
  • строить инициативную пробу самостоятельного  продвижения в разделах определенной предметной области (образовательный  интерес и образовательная амбиция).

–  в области понимания и мышления у обучающихся должно появиться:

  • позиционное  видение  изучаемых объектов;
  • умение соотносить разные знаковые формы описания объектов, выражающееся  в умении переводить одни знаки в другие и фиксировать смысловые изменения при изменении  знаковых форм;

– в области действия должно возникнуть умение преобразовывать собственный способ действия, выражающееся в умении:

  • строить ситуации проверки суждения;
  • достраивать ситуацию действия до полноты  условий его выполнения;
  • ограничивать суждения условиями рассмотрения  объекта;
  • определять условия возможности достижения  результата и ограничения  достижений в зависимости от условий  действия.

      Перечисленные  выше  требования к результатам находят свое отражение в частных образовательных  результатах  по  предметным областям.

Условием достижения этих результатов образования является построение ООП с учетом возрастных особенностей обучающихся на основе множественности видов  деятельности  ребенка.

1.2.  Возрастные этапы  ступени  основного  общего  образования и планируемые образовательные  результаты

 

Основное общее образование связано с двумя важными  этапами в становлении личности  обучающихся. В связи с этим в проектировании и реализации ООП  выделяются два связанных между собой этапа  образования.

 

Первый этап(5-6 класс,10-12 лет) имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени  кризис подросткового  возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования.

Для достижения этой цели  необходимо решать  ряд основных  педагогических задач. Важно:

  • создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать «инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной  рефлексии, планированию и анализу) в разных, не только учебных, ситуациях;
  • помочь каждому  учащемуся определить границы своей «взрослости»;
  • создать в совместной  деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения задач развития младших  подростков;
  • не разрушить  учебную мотивацию в критический возрастной период.

Для решения поставленных задач на данном этапе образования необходимо организовать работу педагогического коллектива по следующим трем  основным направлениям:

  • поиск адекватных, переходных форм и содержания образовательного процесса;
  • поиск современных организационных форм взаимодействия педагогов начальной и основной школы;
  • поиск новых педагогических позиций, из которых взрослый может конкретизировать общие задачи переходного этапа  образования применительно к отдельным классам и ученикам, искать средства  их решения.

 

          В результате реализации ООП на переходном этапе (5-6 классы) планируется получить следующий образовательный  результат:

В предметных  результатах:

-  умение действовать освоенными культурными предметными способами и средствами действия в начальной школе в различных учебных и практических  ситуациях;

-  обобщение знаний, полученных на  первой ступени обучения, из позиции «учителя» через разновозрастное сотрудничество с младшими школьниками.

Общий результат: наличие  инициативного, самостоятельного  действия с учебным материалом.

Данные образовательные результаты  проверяются и оценениваются образовательным учреждением самостоятельно двумя способами: через  разработку контрольно-измерительных материалов, в которых  известные из начальной школы  культурные предметные способы и средства действия задаются  обучающимся в новых, нестандартных ситуациях и через экспертную оценку взрослого в ходе встроенного  наблюдения  в урочных и внеурочных формах  разных  видов деятельности обучающихся.

В метапредметных  результатах:

- наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной  компетентности (индивидуализация контрольно-оценочных действий);

-   действование в «позиции взрослого» через  умение организовывать работу  в разновозрастной группе  с младшими школьниками;

- использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;

-  освоение способов  учебного проектирования через  решения проектных задач как прообразов  будущей  проектной деятельности  старших подростков;

-  освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального  участия младшего  подростка в совместном  поиске новых способов  решения учебных задач и как средство  работы с собственной  точкой зрения;

- освоение  способов работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.

Общий результат: у обучающихся сформированы предпосылки для  индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).

Данные  образовательные результаты  проверяются и оцениваются образовательным  учреждением самостоятельно двумя способами:

- контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами), работа  с чужими  и собственными  текстами (письменная  дискуссия) через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов;

- умение  работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования  могут быть проверены  с помощью экспертных оценок  в ходе встроенного  наблюдения в разные виды и формы  деятельности  обучающихся.

В личностных  результатах:

-  удержание и повышение  учебной  мотивации младших подростков за счет организации учебного сотрудничества с младшими школьниками;

- стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;

- умение вступать в разновозрастное  сотрудничество, как с младшими  школьниками, так и со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;

-   умение  осуществлять  замысел будущей  деятельности (проекта);

- отсутствие подросткового негативизма в его школьных  проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);

-  умение  работать  в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной  работы группы  младших школьников;

- понимание и учитывание в своей  деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека;

Общий  результат:  плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной на основную ступень образования.

Данные  образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным  учреждением самостоятельно с помощью анкетирования разных субъектов образовательного  процесса, проведения «фокус-группы», наблюдений, показателей  деятельности  образовательного  учреждения (в частности, правонарушений, участие  обучающихся  в различных внешкольных, внеурочных формах  деятельности и т.п.). Образовательные  результаты этой группы   описываются либо с помощью  содержательных характеристик, либо с помощью статистических данных по образовательному учреждению за определенный промежуток времени.

 Второй  этап (7-9 классы, 12-15 лет) – период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, работают в разновозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы предпочтения. Они быстро меняют свои интересы, охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро переключается. Дети с удовольствием  пробуют себя в различных формах интеллектуальной  деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях.

На этом этапе реализации ООП  необходимо решить следующие педагогические задачи:

  • реализовать образовательную программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии (школы) и пр.), с постепенным  расширением  возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной  работы;
  • сфера учения должна  стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных  возможностей;
  • подготовить  учащихся к выбору и реализации индивидуальных  образовательных траекторий (маршрутов) в заданной  предметной, интегративной, метапредметной программой области самостоятельности;
  • организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах;
  • создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.

В результате решения поставленных педагогических задач образовательными результатами по окончанию данного этапа образования можно назвать  следующие:

Личностные результатыосвоения основной образовательной программы основного общего образованияобнаруживаются через участие обучающихся в разных видах деятельности и освоение их средств, что дает возможность школьникам приобрести общественно-полезный социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:

- овладеть основами  понятийного мышления (освоение  содержательного обобщения, анализа, планирования, контроля и рефлексии учебной  деятельности);

-  сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

-   научиться самостоятельно строить отдельные индивидуальные  образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой к сверстникам и взрослым);

- сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развить моральное сознание и  социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформировать ценность  здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дорогах;

Данные  образовательные результаты  проверяются и оцениваются образовательным  учреждением самостоятельно с помощью анкетирования разных субъектов образовательного  процесса, проведения «фокус-группы», наблюдений, показателей  деятельности  образовательного  учреждения (в частности, правонарушений, участие  обучающихся  в различных внешкольных, внеурочных формах  деятельности и т.п.). Образовательные  результаты этой группы  могут  описываться либо с помощью  содержательных характеристик, либо с помощью статистических данных по образовательному учреждению за определенный промежуток времени.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  представляют собой набор основных  ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в ходе освоение  обучающимися  разных форм и видов деятельностей, реализуемых в основной  образовательной программе.

Основой  ключевых  компетентностей  являются  сформированные универсальные  учебные действия младших  школьников.

На данном этапе основного  общего  образования ключевые  компетентности проявляются:

Вкомпетентности решения проблем (задач) как основы системно - деятельностного  подхода в образовании: компетентность в решении задач  (проблемная компетентность) – способность видеть, ставить и решать задачи.

Основные группы способностей и умений:

 –  планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;

 – производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;

 – выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;

 –выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.

 В информационной компетентности какспособности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных  технологий.

Основные группы способностей и умений:

 – исходя из задачи получения информации:

  • планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;
  • находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями;
  • оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.),
  • выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;
  • обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  • сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.);выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;

 исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:

  • планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него;
  • обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, менять повествователя, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму;
  • создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых и зафиксированных на изображениях (наблюдений, экспериментов), фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий, связи между ними;
  • фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (решение математической задачи, вывод из результатов эксперимента, обоснование выбора технологического решения и т. д.);
  • участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции и т.д., ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты достигнуты;

 – исходя из задачи проектирования объектов и событий, включая собственную деятельность, создавать проекты и планы в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель);

 – исходя из задачи моделирования и прогнозирования, ставить виртуальный эксперимент.

 – исходя из задачи записи (фиксации) объектов и процессов в окружающем мире выбирать правильные инструменты и действия такой фиксации, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством, в том числе фиксировать ход эксперимента, дискуссии в классе и т. д.;

В  коммуникативной  компетентности   как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.

Основные группы способностей и умений:

 –  способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:

  • привлекать  других людей (как в форме  непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей  и их достижению;
  • понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении  его целей;
  • оценивать  свои и чужие действия в соответствии  с их целями, задачами, возможностями, нормами  общественной  жизни;

– способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях:

  • строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;
  • читать и осмысливать культурные тексты  разного уровня сложности  с разными стилевыми и иными особенностями, продолжая их собственную внутреннюю логику;
  • оценивать свои возможности в понимании  и создании культурных текстов, искать и осваивать  недостающие  для этого  средства.

–  способность к взаимодействию с другими  людьми, выражающаяся в умениях:

  • осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;
  •  планировать взаимодействие (со своей стороны и коллективно);
  •  оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов.

– способность к разрешению  конфликтов, выражающаяся в умениях:

  • находить пути разрешения конфликта, в том числе в качестве третьей стороны, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса;

 

В учебной  компетентностикак способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии (умение  учиться), выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.

Умение  учиться, обнаруживает себя в готовности и возможности:

- строить собственную индивидуальную образовательную программу на последующих этапах  образования;

- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной  обучающимся  траектории;

- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении  этих целей;

- обладать развитой способностью к поиску  источников восполнения этих  дефицитов;

- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.

Данная  группа образовательных результатов может  быть  проверена и оценена как  образовательным  учреждением самостоятельно, так и с помощью внешней независимой оценки в ходе государственной итоговой аттестации как с помощью специальных контрольно-измерительных материалов, носящих интегрированных характер, так и в ходе оценки результатов  других видов деятельности (проектной, исследовательской, творческой и т.п.)

2. План работы  гимназии по определению  изменений в образовательном процессе гимназии  с целью приведения их в соответствие с требованиями ФГОС ОО

 

 

Цель  анализа:

 

Перечень изменений, которые  нужно

внести 

 

Анализ целей образования

 

 

определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей  и планируемых результатах по предметам

 

Анализ школьных учебных планов

Определение  необходимых изменений в учебных планах школы

Внести необходимые изменения в БУП гимназии

по составу предметов по образовательным областям школьного учебного плана;

в количестве часов, которые отводится на изучение предметов;

в организацию учебного процесса в течение учебного года;

в содержание воспитывающей деятельности и методы ее организации

 

Анализ учебных программ и учебников

Определение необходимых изменений в используемых программах и учебниках по предметам и для осуществления воспитательной работы

Внести необходимые изменения в перечень программ по предметам; ставить  перечень  учебников, которые  нужно заменить

Анализ технологий

 

Результаты анализа: определение необходимых изменений в технологиях

Апробировать и ввести в образовательный процесс новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей

Анализ  способов контроля и оценки планируемых результатов обучения

Определение необходимых изменений в  способах контроля результатов образования

Провести анализ механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования;

Анализ ресурсов  для реализации ФГОС

Перечни

тем курсов для повышения квалификации кадров

учебников, наименований литературных изданий

видов учебного оборудования

Разработать программу курсовой и межкурсовой подготовки педагогов гимназии по обучению внедрения ФГОС

 

 

3. Новые профессиональные задачи учителя в связи с введением ФГОС

 

  • Расширение прав и ответственности в 
  • определении планируемых результатов обучения,
  • разработке программ учебных предметов,
  • выборе учебников и пособий,
  • в создании  системы оценки результатов.   

 

ФГОС  диктует необходимость  перехода от декларации к реальному обучению

 

  • использованию деятельностного (компетентностного) подхода и соответствующих ему технологий обучения;
  • формированию универсальных учебных (метапредметных) действий учащихся  средствами учебного предмета и внеурочной деятельности учащихся;
  • осуществлению внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования;
  • построения учебно-воспитательного процесса на основе знания детской возрастной психологии и психологии обучения.

 

 

 

Требования к профессиональным и личностным качествам учителя

  • Хорошо знающий свой предмет и  владеющий методикой  его преподавания
  • Владеющий современными образовательными технологиями
  • Хорошо разбирающийся в психологии  ребенка, способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку и помощь, особенно в период возрастных кризисов
  • Эффективно взаимодействующий  с семьями своих учащихся, авторитетный в профессиональном  и личностном плане для родителей
  • Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы, обновляющий содержание образования, поддерживающий  в образовательной практике разумный  баланс между традиционным и инновационным

 

  • Мотивированный на работу сучащимися, относящийся к своей работе  как к призванию
  • Способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию

4. Состав учителей, работающих в гимназии и  их проблемы

Педагогический коллектив МБОУ гимназия №1 -это 46 педагогов и специалистов, средний возраст которых   47 лет.

В гимназии     работает высокопрофессиональный педагогический коллектив. Из них

Заслуженный учитель-1, 

Отличники народного образования-6,

Почетные работники общего образования-9,

победители конкурса «Лучшие учителя России» в рамках ПНПО-7,

   победители краевого и участники Всероссийского конкурса «Учитель года»-3

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ стажа, образования  и квалификации учителей гимназии и со средними показателями по России

 

 

стаж до 5 лет

стаж от 5 до 20 лет

стаж более 20 лет

высшее образование

среднее специальное

Россия

Гимназия

Россия

Гимназия

Россия

Гимназия

Россия

Гимназия

Россия

Гимназия

7-12%

17%

49%

34%

17%

49%

94%

98%

6%

2%

 

 

Данные представленные в таблице показывают, что в гимназии работает контингент педагогов-стажистов. С одной стороны это опытные, высококвалифицированные учителя, с другой стороны, уверенность  в профессионализме приводит к некоторой отстраненности к нововведениям. В гимназии уделяется внимание к молодым специалистам. Как правило, они являются выпускниками гимназии.

 

 

Динамика профессионального роста учителей гимназии

 

 

 

                 

 

   

 

 

Инновационная деятельность в гимназии дала толчок  творческому росту педагогов. Они являются участниками профессиональных конкурсов.

В гимназии работают 3 победителя краевого и участники Всероссийского конкурса «Учитель года», 6 победителей (один из них дважды) конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта,

 

Не смотря на высокий профессиональный уровень педагогов, проведенный анализ высветил проблемы, свойственные кадровому обеспечению гимназии:

  • старение
  • неготовность и немотивированность к работе молодых
  • профессиональное выгорание (усталость, конфликтность, агрессивность)
  • некритичность
  • неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию
  • низкая зарплата
  • отсутствие времени для самообразования и повышения квалификации

 

Проблемы обусловили разработку программы с педагогическими кадрами в свете новых требований ФГОС

 

5. Задачи  гимназии вуправления по работе с кадрами при введении ФГОС

  • Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей и передача информации об их наличии для формирования заказа
  • системе ДППО и ММС
  • Оказание помощи  в разработке индивидуальных планов  и содействия в их реализации
  • Оказание помощи  в разработке индивидуальных планов  и содействия в их реализации
  • Выявление запросов и обеспечение  учителей необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами.
  • Создание  мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач новой деятельности  (режима работы, оценки труда, поощрения, стимулирования, вознаграждения; обеспечение необходимыми ресурсами для осуществления обновления  образовательного процесса)
  • Организация  процесса погружения учителя  в решение новых задач профессиональной деятельности  и обучение непосредственно на рабочем месте
  • Управление  самостоятельным профессиональным развитием учителя через ИУП и обучение непосредственно на рабочем месте
  • Участие в выявлении наиболее ценного опыта работы учителей 

Решение данных задач в гимназии решается на всех уровнях деятельности:

  • На уровне администрации
  • На уровне методических кафедр
  • На уровне творческих групп
  • На уровне сетевого взаимодействия учителей
  • На уровне учителя

             На уровне управления проводиться анализ индивидуальной деятельности педагогов с целью методической поддержки.

Результаты обучения

 

Уровни

сформированности компетенции

Показатели уровня сформированности компетенции

Первый

Человек способен решать только единичные задачи  формируемой деятельности и из-за ограниченности ориентировки в условиях.

Он может применять имеющиеся в его распоряжении методы ошибочно, то есть там, где их применение неадекватно реальным условиям выполняемой им задачи.

Второй

Обеспечивает решение определенные группы задач формируемой деятельности с пониманием условий и границ применимости  обобщенных  способов их решения. Однако и в этом  случае  человек  не  будет способен решить любые задачи, а только те их группы, которые  позволяет освоенный им  уровень  обобщенности освоенного способа деятельности. Чем  выше степень обобщенности, тем большее  число задач  будет способен решить  человек.

Третий

Компетенция обеспечивает решение любых задач данного типа разными методами  с полным учетом существующих условий задачи, которые  при этом  выявляются самостоятельно.

 

 

Обучение педагогического коллектива гимназии планируется на основе использования различных видов и методов деятельности.

 

Виды

деятельности

Методы  деятельности

Учебно-познавательная

Лекции, семинары, тренинги, учебные исследования,  работа с литературой и др.

Учебно-профессиональная

Стажировка, занятия на базе гимназии, обучающие открытые уроки, выполнение различных обучающих заданий в собственной практике и др.

Стажировка, занятия вне  гимназии

Профессиональная

Разработка и реализация собственных проектов, проведение самостоятельных экспериментов по применению новых знаний. Практика  по специальности. Исследование и обобщение собственного опыта и опыта своих коллег.

 

 

6. Формы и методы обучения педагогических кадров

В процессе работы с педагогами гимназии планируется использование следующих методов и форм обучения.

Формы и методы обучения на рабочем месте

1. Делегирование- передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы

2. Ротация- перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации

3. Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности

4. Обучение в группе- обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений.

5. Педагогические мастерские- обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей

6. Обучение на собственных открытых уроках-обучение в процессе подготовки урока  по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами 

7. Супервизии-мероприятия, проведенные учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются  совместно  с опытными коллегами, благодаря чему учитель  получает  объективную информацию для  более полного и объективного видения своей собственной деятельности.

8. Самоанализ и самооценка- обучении в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям; проводится примерно за неделю-две до экспертной оценки

9. Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе методического объединения

10. Открытые уроки и другие мероприятия- обучение в процессе просмотра и анализа посещенного открытого мероприятия

 

11.Мастер-классы и авторские мастерские- обучение под руководством опытного педагога, ведущего мастерские

 

Формы и методы обучения вне рабочего места

1. Кооперирование, стажировка- работник прикрепляется к более компетентному специалисту и учится работать, копируя действия этого человека

2. Обучение в процессе контроля руководителя школы- обучение в процессе совместного анализа и выработки корректирующего решений наблюдаемой руководителем деятельности

3. Экспертиза и контроль равного равным- обучение в процессе экспертизы и оценки работы другого сотрудника равного по статусу

4. Круглые и дискуссионные столы по проблемам- обучение в ходе организуемых дискуссий по проблемам введения ФГОС: самостоятельных выступлений и выслушивания различных альтернативных точек зрения

5. Проблемно-деловые игры- обучение в ходе решения актуальной проблемы введения ФГОС  в процессе специально организованной игровой деятельности

6. Ролевые игры- обучение с помощью моделирования ролевого поведения: постановка обучаемого на чье-либо место с целью приобретения в ходе проигрывания его роли опыта требуемого поведения или деятельности

7. Рефлексивно-ролевые игры- обучение в ходе ролевой игры с помощью переоценки (рефлексии) чьего-либо или собственного опыта деятельности по совместно разработанным критериям его эффективности

8. Тренинги умелой деятельности- обучение в группе в процессе специально организованных упражнений, закрепляющих вырабатываемые умения, например, по общению, ведению дискуссий и т.д.

9. Уроки-панорамы- обучение в качестве участника урока, который ведет коллега, а также в качестве участвующего в его последующем обсуждении

 

10. Лекции- обучение с помощью вербальных (словесных) средств передачи профессиональных знаний преподавателем

11. Семинары- обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации, полученной в лекции или самостоятельно

12. Моделирование- проигрывание производственных и педагогических ситуаций с помощью разработки их моделей, воспроизводящих реальные условия работы

13. Анализ ситуаций- моделирование и анализ типичных педагогических ситуаций и способов их решения

14. Педагогические чтения- обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников школы

15. Аукционы педагогических идей- представление наиболее эффективных педагогических технологий коллегам, их экспертиза и предложение для освоения. Обучение в процессе разработки, представления эффективных технологий, а также их экспертной оценки

 

17. Педагогические ринги- защита своего собственного альтернативного другому взгляда на решение педагогической проблемы; обучение в ходе защиты собственной точки зрения

 

18. Просмотр видеофильмов отснятых уроков -обучение в процессе распознавания и анализа уведенного

 

19. Групповые и индивидуальные консультации- получение информации по конкретному вопросу у специалиста

 

7. Формирование  заинтересованности и личнойответственности учителей  в  повышении своей квалификации

  • Создание  учителям и руководителям учреждений условий для самостоятельного выбора содержания, места и времени (ХК ИРО, ДВГГУ)
  • Использование балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения.
  • Обучение без отрыва от работы и обучение командами.
  • Установление прямой зависимости  оплаты труда  от  уровня квалификации специалиста, подтверждаемой сертификатом.

8. Создание таких условий, при которых каждый работающий в школе педагог будет иметь возможности  для повышения своей квалификации.

1. Гарантированное  1 раз в пять лет 72 - часовое, финансируемое государством повышение квалификации учителей и руководителей школ.

2. Возможность выбора места повышения квалификации

3. Дистанционное обучение кадров

4. Обучение на рабочем месте: методическая работа школы, услуги ММС, профессиональное развитие учителей за счет включения в проектную и исследовательскую деятельность. 

План  повышения квалификации педагогических и  управленческих кадров

по вопросам реализации  ФГОС 

Цель: обеспечить переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с требованиями ФГОС

 

Образовательные программы (модули) повышения квалификации

Категория

обучающихся

Количество обучающихся

по годам

 

(модульные курсы ФГОСдля основной школы на 2011г. не разработаны)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

в рамках курсовой переподготовки

учителя предметники

5

8

14

11

4

8

модульные курсы ФГОС

руководители,

учителя предметники

 

 

1

2

1

 

2

 

 

15

 

 

2.Система мер по информированию кадров о ФГОС

 

Задачи

Формы и методы работы с кадрами

Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

-собрать, информацию ФГОС основного общего образования

-разместить основные документы на сайте гимназии

-проинформировать участников образовательного процесса о целях и задачах введения ФГОС ООО

- педагогический совет

-семинары

-курсовая подготовка

-родительские собрания

-Совет гимназии

2010-2013 гг.

администрация

100% информированность педагогического коллектива

 

 

3.Обучение  кадров по вопросам введения ФГОСв гимназии

 

 

Задачи

Формы и методы работы с кадрами

Сроки

Ответственные

сформировать у учителей компетенции

лекции

семинары, работа творческих групп, исследовательская деятельность учителя, открытые уроки, стажировки

2012-2015гг.

администрация, руководители кафедр

 

 

9. Ленточная диаграмма Гантта для планирования графика
разработки  и реализации перечня единичных проектов
в рамках проекта введения ФГОС

 

 

Единичные проекты

Годы 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

1...информированность.......................

                       

2.формирование компетентностей, разработка БУП, изменения в образовательной программе, переподготовка педагогического коллектива

                       

3.Введение ФГОС в 5 классах

                       

4.Введение ФГОС в 6 классах

                       

5..Введение ФГОС в 7 классах

                       

6..Введение ФГОС в 8 классах

                       

7.Введение ФГОС в 9 классах