Сложившееся положение заставило педагогический коллектив проанализировать и переосмыслить свою деятельность. Так у педагогов гимназии созрело желание создать условия для организации психолого-педагогической поддержки учащихся в выборе профиля.
В процессе разработки программы развития по направлению профилизации, нам предстояло ответить, прежде всего, на вопрос? Что мы будем понимать под предпрофильной подготовкой - профориентацию (ориентированность учащихся в образовательном пространстве города, знакомство с особенностями профессий и соотношениями их со своими «могу» и «хочу») или предпрофильное обучение, которое трактуем как обучение самоопределению через интеллектуальное, нравственное и профессиональное развитие в контексте всего образовательного процесса гимназии.
Следует учитывать, что «в современных условиях ученики выбирают не столь профессию, сколь стиль жизни» (Байкова Л.А.) и результаты самоопределения соотнесены с будущим, а также важность « формирования ценностной сферы личности, которая приобретает все большую значимость в условиях «веера возможностей» и искажения иерархии ценностей» (Л.Богуславская ).
Основным концептуальным положением работы гимназии как многопрофильного общеобразовательного учреждения является создание условий для самоопределения и самореализации учащихся, их осмысленного самоопределения в мире.
Вторым направлением развития гимназии является психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных учащихся.
Анализ учебно-воспитательного процесса в гимназии высветил ряд проблем:
· Организация профильного обучения в старшей школе требует подготовительного этапа - предпрофильной подготовки
· Обозначились противоречия базового и профильного образования, которые приводят к перегрузкам учащихся
· Несовершенство учебного плана, его перегруженность, неоптимальный набор учебных дисциплин, непоследовательность проведения принципа выборности ряда профильных учебных курсов
· Недостаточная корректировка программ естественно-научного цикла (физики, химии, биологии) с учетом введения социально-экономического профиля по -новому БУП
· Отсутствие нормативно-правовой базы предпрофильного и профильного обучения
· Отсутствие методического сопровождения курсов по выбору
· Использование рядом учителей неэффективных технологий обучения
· Отсутствие системы работы со способными и талантливыми детьми
· Несовершенство в управлении гимназией
· Слабая материальная база
Решение выявленных проблем легло в основу разработки программы развития гимназии.
Миссия гимназии. Основным направлением образовательной политики является выработка потребности к образованию и осмысленному самоопределению в мире у учащихся, умеющих принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда; в воспитательном аспекте - поддерживать и усиливать духовные, нравственные ценности и модели поведения
Цель- создание системы педагогической поддержки, способствующей самоактуализации, самоопределению учащихся как «человека культуры» и выработке активного запаса ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социальную адаптацию
Задачи:
· Создать условия для наиболее полного учета интереса учащихся, раскрытия их способностей и профессионального самоопределения
· Формирование у гимназистов позитивного опыта выбора
· Подготовка к активному включению в самостоятельную жизнь, к дальнейшему образованию и самообразованию
Гипотеза: педагогический процесс гимназии может способствовать выработке потребности к образованию и осмысленному самоопределению, если будут созданы условия, предполагающие свободный выбор учащимися образовательных программ с учетом их индивидуальных образовательных целей
Деятельность гимназии строится на следующих принципах:
1. принцип самореализации. Важно пробудить и поддержать стремление каждого ребенка к проявлению и развитию природных и социально приобретенных возможностей.
2. принцип индивидуальности. Создание условий для формирование и развития индивидуальных качеств личности учащегося и педагогов.
3. принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора (выбора цели, содержания форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и гимназии).
4. принцип творчества и успеха. Организация в гимназии индивидуальной и коллективной творческой деятельности, благодаря которой учащийся может выявить и проявить свои способности. Достижение успеха в той или иной деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию.
5. принцип доверия и поддержки. Личностно ориентированные технологии обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению.
Ожидаемые результаты:
· Умение выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством спектра образовательных услуг или конструировать собственные версии образовательного или профессионального самопродвижения;
· Ставить и корректировать образовательную и профессиональную цели;
· Приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб, проводить его рефлексивное осмысление;
· Владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования
· Способность к выбору иерархии ценностей и простраивание личностного развития
· Сформированность мотивации на познание
Основные направления работы
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
Координационное направление
· Разработка нормативно-правового обеспечения профильного обучения и предпрофильной подготовки
· Разработка концепции предпрофильной подготовки
· Разработка концепции «Одаренные дети»
· Разработка концепции развития гимназии
Научно-исследовательское направление:
· Исследование образовательных запросов учащихся и их родителей
· Выявление одаренных учащихся в профильных классах и классах с углубленным изучением предметов
· Осмысление роли и места элективного курса в предпрофильной подготовке
Научно-методическое направление
· Создание банка образовательных программ элективных курсов и спецкурсов
· Апробация и адаптация пакета диагностик сопровождения предпрофильного и профильного обучения, работы с одаренными детьми
· Апробация и адаптация пакета диагностик, позволяющих выявить интеллектуальную, творческую и художественную одаренность
Кадровое направление
· Создание условий для профессионального и личностного роста педагогов
· Создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий
· Материальная и моральная поддержка педагогов, работающих в проблемных группах
Развивающее направление
· Создание научно-методического совета гимназии
· Создание условий для развития познавательной деятельности гимназистов (в том числе: организация научного общества гимназистов, библиотека как центр развития учащихся, компьютеризация учебного процесса…)
Этапы реализации программы
Реализация программы развития гимназии рассчитана на 5 лет: с 2002/2003 учебного года до 0006/2007 учебного года.
Первый этап «организационный» (2002/2003 уч.год)
Он включает в себя осмысление процессов профилизации и факторов, способствующих развитию одаренности. Разработку нормативно-правовой базы (Концепции и программы предпрофильного обучения в гимназии «Выбор», концепции и программы «Одаренные дети», концепции развития гимназии, локальных актов). Создание проблемных групп учителей, работающих по программе «Выбор» и программе «Одаренные дети». Проведение исследований образовательных запросов учащихся и их родителей, отработка методов и форм работы в режиме предпрофильного и профильного обучения и с одаренными детьми. Организация предпрофильного обучения в 5,8.9 классах.
Создание условий для исследовательской деятельности учителей и учащихся. Улучшение материально- технической базы.
Второй этап «реализации» (2003/2006 учебные года)
Связан с непосредственной организацией и разработкой научно-методического сопровождения педагогической работы по организации предпрофильного обучения и профилизации старшей школы гимназии, а также отбора технологий работы с одаренными детьми. На данном этапе планируется создание банка программ и наработок учителей, лучших работ учащихся. Пакета диагностик. Участие гимназии в сетевой организации предпрофильного обучения. Переход на профильное обучение в 10 классах по новому БУП. Продолжение работы по созданию развивающей среды для педагогов гимназии через организацию интеллектуально-творческих мероприятий в гимназии, а также обучение на курсах предпрофильного обучения и в «школе –исследователя» при ХК ИПП ПК. Совершенствование материальной базы гимназии.
Третий этап «итоговый» (2006/2007 уч.год)
На данном этапе планируется анализ работы по программе развития. Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения. Разработка дальнейшей программы развития гимназии.
Учебный год
|
Формы деятельности
|
Срок
выполнения
|
Ответствен
ные
|
2002/2003
|
Координационное направление:
|
· Разработка концепции «Предпрофильное обучение»
· Разработка концепции «Одаренные дети»
· Разработка нормативно-правовой базы:
· Положения о статусе профильных классов и классов с углубленным изучением предметов
· Положение о комиссии по приему в профильные классы и классы с углубленным изучением предметов
· Положение о конкурсном приеме в профильные классы и классы с углубленным изучением предметов
· Положение о Совете по ОЭР гимназии
|
Июль-август
Июль-август
декабрь
январь
апрель
сентябрь
|
Щекота Л.В.
Кушнарева Н.Ю.
Щекота Л.В.
Щекота Л.В.
Щекота Л.В.
Щекота Л.В.
|
Научно-исследовательское направление
|
· Исследование образовательных запросов учащихся и их родителей
· Выявление одаренности гимназистов 5-11 классов
· Организация исследовательской деятельности педагогов по по проблеме профилизации старшей школы и одаренности детей
|
сентябрь
декабрь
октябрь
|
психолог
психолог
Щекота Л.В.
Кушнарева Н.Ю.
Басова В.И.
|
Научно-методическое направление
|
|
· Разработка УП согласно изменению содержания образования в гимназии
· Разработка и апробация программ элективных курсов
· Накопление наиболее интересных разработок элективных курсов
· Подборка и апробация пакета диагностик
|
август
сентябрь-декабрь
январь-май
в теч. года
|
Зам.директора поУВР
педагоги
Щекота Л.В.
психолог
|