Версия сайта для слабовидящих
Размер шрифтов: A A A | Изображения: Включить Выключить | Фон: A A ×
Выключить

Программа развития гимназии

 

 

Программа развития гимназии №1 г. Хабаровска

 

 

 
 

         1. Анализ образовательной ситуации в гимназии

 
         Гимназия №1 расположена в первом микрорайоне Южного округа г. Хабаровска, удаленном от центра города. Большая часть населения микрорайона имеют средний и ниже среднего уровень дохода.
         Гимназия прикреплена к микрорайону, что обуславливает возможность конкурсного набора (на уровне собеседования) только в старшую профильную школу.          Соседство с коррекционной школой накладывает определенные трудности по комплектованию набора учащихся.
 

         В непосредственной близости от гимназии находится спортивный комплекс «Юность», на стадионе и в бассейне которого проводится дополнительные занятия по физкультуре. Эстетический центр нашего микрорайона предлагает широкий спектр дополнительного развития гимназистов и предоставляет возможность проведения открытых мероприятий на базе своего учреждения ( в гимназии актовый зал совмещен со столовой).

 

 

 

         2. Информационная справка.

         На 2002/2003 учебный годчисленность учащихся 700 человек. Гимназия занимается в две смены. Продолжительность уроков 40 минут.
         Гимназия имеет спортивный зал, мастерские (слесарная и столярная), столовую. Однако зданию 37 лет и требуется капитальный ремонт.  
В гимназии нет ни одного компьютера, что не позволяет организовать обучение на современном уровне. Не хватает помещений для занятий спортом.
 

         3. Сведения об истории и традициях гимназии.

 

 

 
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Гимназия №1» основано в 1990 году как многопрофильная гимназия, ориентированная к условиям микрорайона.
В основе концепции учреждения лежит идея личностного развития каждого ребенка. Усилия педагогического коллектива направлены на создание «развивающей среды» для самоопределения и саморазвития личности гимназиста.
 Создавая программу «образования – становления» (Бондаревская Е. В.) личности выделены следующие ступени развития.
        I ступень (1-4 кл.) - «Пробуждение» (задача: пробудить душу ребенка, развитие эмоциональной среды)
II ступень (5 -7 кл.) – «Найди себя» (зона свободного поиска, частичная дифференциация обучения)
        III ступень (8 – 10 кл.) – «Сотвори себя сам» (задачи: создание условий для самоопределения и саморазвития)
Наша гимназия изначально создавалась не как элитное образовательное учреждение, где шел конкурсный отбор при поступлении в учебное заведение, а как учреждение, адаптированное к условиям микрорайона. Учреждение претерпевало преобразования, как в корректировке структуры, так и в содержании образования.
В 2000 году многопрофильная трехступенчатая гимназия была реорганизована. Выделились три самостоятельных инновационных учреждения: начальная школа «Первые шаги», лицей «Вектор», и «Гимназия №1», цель которой определилась как создание условий для успешной самореализации и саморазвития ребенка.
В связи с этим были открыты в 2000 – 2001 – гимназические и профильные классы, в 2002 – 2004 –краевой эксперимент по предпрофильному обучению по программе «Выбор» и краевой эксперимент по программе «Одаренные дети», организация дополнительного образования.
В старшую ступень гимназии первоначально принимались учащиеся с восьмого класса. С 2001/2002 учебного года стали принимать и пятиклассников. Таким образом, в 2002/2003 учебном году отсутствовала параллель седьмых классов в следующем учебном году будет осуществляться набор как в пятые классы, так и в восьмые. Гимназическое образование в контексте отечественных традиций – это такое классическое образование, которое имеет гуманитарную направленность. Смысловым центром классического образования всегда был человек. Опираясь на данный подход, под гимназическим образованием мы понимаем прежде всего такое образование, которое направлено на постижение природы человека, его взаимосвязей смиром. Именно такая основа, на наш взгляд, позволяет осуществлять программу реализации «углубленного общего гуманитарного образования, изложенную в «Примерном положении о муниципальной гимназии в Хабаровском крае» (от 20.08.1996г. № 93) Учитывая особенности комплектования нашего образовательного учреждения, которое не предполагает конкурсного отбора, подкллектив встал перед проблемой поиска путей формирования «развивающей среды творческого типа для детей с разным уровнем развития». Осуществляя поиск, педагогический коллектив вышел на осознание дифференцированного и вариативного образования через создания
·        классов с углубленным изучением предметов
·        с изучением двух иностранных языков
·         
Педагогический коллектив гимназии составляют 60 педагогов, 58 из которых имеют высшее образования. 50% коллектива имеют стаж педагогической работы свыше 30 лет. В коллективе есть заслуженный учитель РФ, 10 отличников народного просвещения, 3 почетных работника общего образования.
18 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 19 - первую квалификационную категорию. В гимназии работают 2 учителя победителя краевого конкурса «Учитель года» (они также являются лауреатам и дипломантом Всероссийского конкурса «Учитель года») и 8 учителей городского конкурса.
         Коллектив работоспособный, творческий, способный решать задачи, стоящие перед образованием на современном этапе. Решая задачи становления личности, педагогический коллектив исходит из того, что только в атмосфере высокой культуры и только на основе гуманизации школьного образования, педагогической поддержки, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса возможно становление личности, стремящейся к самоактуализации, самоопределению, способной развивать свои творческие возможности, обладающей чувством ответственности, умеющей ценить духовные богатства своего народа. В контексте поставленных задач педагогический коллектив апробирует возможности личностно ориентированной педагогики с личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания, работает над созданием образовательной среды «развивающего типа».
Программа «Одаренные дети» была разработана в Гимназии №1 в 1999 году, ее начало положила программа «Интеллект». Работа с одаренными детьми в течение ряда лет дала свои результаты. Ежегодно как результат научно-исследовательской деятельности в гимназии проходят гимназические чтения в течение последних пяти лет. В олимпиадах различных уровней принимают участие от 50 до 70 гимназистов, 20-25 из которых занимают призовые места(см. приложение 1).
С 2002 года гимназия является экспериментальной площадкой по предпрофильному обучению.
Экспериментальная, научно-исследовательская деятельность учителей является основой для анализа, осмысления деятельности педагогического коллектива и дает возможности для творческого роста ребенка и учителя.
В МОУ «Гимназия №1» сложилась своя система внеурочно творческой деятельности, работа с родителями; особое внимание уделяется деятельности методической и психологической служб, назначение которых – помочь учителю увидеть каждого ребенка как индивидуальность. Осмыслить свой педагогический опыт, увидеть перспективы развития «Проектирования педагогической среды»- одно из приоритетных направлений гимназии, позволяющих прогнозировать учебно-воспитательный процесс, видеть его целостно с ориентацией на развитие ребенка.
Сложившееся положение заставило педагогический коллектив проанализировать и переосмыслить свою деятельность. Так у педагогов гимназии созрело желание создать условия для организации психолого-педагогической поддержки учащихся в выборе профиля. Это совпало с государственным заказом, и гимназия получила статус краевой экспериментальной площадки.
 

4.Проблемный анализ состояния гимназии.

                                  МОУ «Гимназия №1» 12 лет назад получила статус многопрофильного общеобразовательного учреждения. Процесс профилизации шел активно. Налаживались связи с ВУЗами, расширялся спектр образовательных услуг. Но в месте с тем выявлялись проблемы: неудовлетворенность выбранным профилем у учащихся, переход с одного профиля на другой и даже распад профильного класса. Это в совокупности с другими причинами привело и к свертыванию дополнительных образовательных услуг

 
I
 
Сложившееся положение заставило педагогический коллектив проанализировать и переосмыслить свою деятельность. Так у педагогов гимназии созрело желание создать условия для организации психолого-педагогической поддержки учащихся в выборе профиля.
В процессе разработки программы развития по направлению профилизации, нам предстояло ответить, прежде всего, на вопрос? Что мы будем понимать под предпрофильной подготовкой - профориентацию (ориентированность учащихся в образовательном пространстве города, знакомство с особенностями профессий и соотношениями их со своими «могу» и «хочу») или предпрофильное обучение, которое трактуем как обучение самоопределению через интеллектуальное, нравственное и профессиональное развитие в контексте всего образовательного процесса гимназии.
Следует учитывать, что «в современных условиях ученики выбирают не столь профессию, сколь стиль жизни» (Байкова Л.А.) и результаты самоопределения соотнесены с будущим, а также важность « формирования ценностной сферы личности, которая приобретает все большую значимость в условиях «веера возможностей» и искажения иерархии ценностей» (Л.Богуславская ).
Основным концептуальным положением работы гимназии как многопрофильного общеобразовательного учреждения является создание условий для самоопределения и самореализации учащихся, их осмысленного самоопределения в мире.
            Вторым направлением развития гимназии является психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных учащихся.
         Анализ учебно-воспитательного процесса в гимназии высветил ряд проблем:

·        Организация профильного обучения в старшей школе требует подготовительного этапа - предпрофильной подготовки

·        Обозначились противоречия базового и профильного образования, которые приводят к перегрузкам учащихся

·        Несовершенство учебного плана, его перегруженность, неоптимальный набор учебных дисциплин, непоследовательность проведения принципа выборности ряда профильных учебных курсов

·        Недостаточная корректировка программ естественно-научного цикла (физики, химии, биологии) с учетом введения социально-экономического профиля по -новому БУП

·        Отсутствие нормативно-правовой базы предпрофильного и профильного обучения

·        Отсутствие методического сопровождения курсов по выбору

·        Использование рядом учителей неэффективных технологий обучения

·        Отсутствие системы работы со способными и талантливыми детьми

·        Несовершенство в управлении гимназией

·        Слабая материальная база

 
Решение выявленных проблем легло в основу разработки программы развития гимназии.
 Миссия гимназии. Основным направлением образовательной политики является выработка потребности к образованию и осмысленному самоопределению в мире у учащихся, умеющих принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда; в воспитательном аспекте - поддерживать и усиливать духовные, нравственные ценности и модели поведения
Цель- создание системы педагогической поддержки, способствующей самоактуализации, самоопределению учащихся как «человека культуры» и выработке активного запаса ключевых компетенций, обеспечивающих   успешную социальную адаптацию
 

Задачи:
·        Создать условия для наиболее полного учета интереса учащихся, раскрытия их способностей и профессионального самоопределения
·        Формирование у гимназистов позитивного опыта выбора
·        Подготовка к активному включению в самостоятельную жизнь, к дальнейшему образованию и самообразованию
 
 Гипотеза: педагогический процесс гимназии может способствовать выработке потребности к образованию и осмысленному самоопределению, если будут созданы условия, предполагающие свободный выбор учащимися образовательных программ с учетом их индивидуальных образовательных целей
 
Деятельность гимназии строится на следующих принципах:
 
1.     принцип самореализации. Важно пробудить и поддержать стремление каждого ребенка к проявлению и развитию природных и социально приобретенных возможностей.
2.     принцип индивидуальности. Создание условий для формирование и развития индивидуальных качеств личности учащегося и педагогов.
3.     принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора (выбора цели, содержания форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и гимназии).
4.     принцип творчества и успеха. Организация в гимназии индивидуальной и коллективной творческой деятельности, благодаря которой учащийся может выявить и проявить свои способности. Достижение успеха в той или иной деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию.
5.     принцип доверия и поддержки. Личностно ориентированные технологии обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению.
 
 
 

Ожидаемые результаты:
 
·        Умение выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством спектра образовательных услуг или конструировать собственные версии образовательного или профессионального самопродвижения;
·        Ставить и корректировать образовательную и профессиональную цели;
·          Приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб, проводить его рефлексивное осмысление;
·        Владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования 
·        Способность к выбору иерархии ценностей и простраивание личностного развития
·        Сформированность мотивации на познание
 
 

Основные направления работы
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
 

Координационное направление
·        Разработка нормативно-правового обеспечения профильного обучения и предпрофильной подготовки
·        Разработка концепции предпрофильной подготовки
·        Разработка концепции «Одаренные дети»
·        Разработка концепции развития гимназии
 
 

Научно-исследовательское направление:
·        Исследование образовательных запросов учащихся и их родителей
·        Выявление одаренных учащихся в профильных классах и классах с углубленным изучением предметов
·        Осмысление роли и места элективного курса в предпрофильной подготовке
 
 

Научно-методическое направление
·        Создание банка образовательных программ элективных курсов и спецкурсов
·        Апробация и адаптация пакета диагностик сопровождения предпрофильного и профильного обучения, работы с одаренными детьми
·        Апробация и адаптация пакета диагностик, позволяющих выявить интеллектуальную, творческую и художественную одаренность
 

Кадровое направление
·        Создание условий для профессионального и личностного роста педагогов
·        Создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий
·        Материальная и моральная поддержка педагогов, работающих в проблемных группах
 
 

Развивающее направление
·        Создание научно-методического совета гимназии
·        Создание условий для развития познавательной деятельности гимназистов (в том числе: организация научного общества гимназистов, библиотека как центр развития учащихся, компьютеризация учебного процесса…)
 
 
 

Этапы реализации программы
 
Реализация программы развития гимназии рассчитана на 5 лет: с 2002/2003 учебного года до 0006/2007 учебного года.
 
 

Первый этап «организационный» (2002/2003 уч.год)
Он включает в себя осмысление процессов профилизации и факторов, способствующих развитию одаренности. Разработку нормативно-правовой базы (Концепции и программы предпрофильного обучения в гимназии «Выбор», концепции и программы «Одаренные дети», концепции развития гимназии, локальных актов). Создание проблемных групп учителей, работающих по программе «Выбор» и программе «Одаренные дети». Проведение исследований образовательных запросов учащихся и их родителей, отработка методов и форм работы в режиме предпрофильного и профильного обучения и с одаренными детьми. Организация предпрофильного обучения в 5,8.9 классах.
Создание условий для исследовательской деятельности учителей и учащихся. Улучшение материально- технической базы.
 
 

Второй этап «реализации» (2003/2006 учебные года)
Связан с непосредственной организацией и разработкой научно-методического сопровождения педагогической работы по организации предпрофильного обучения и профилизации старшей школы гимназии, а также отбора технологий работы с одаренными детьми. На данном этапе планируется создание банка программ и наработок учителей, лучших работ учащихся. Пакета диагностик. Участие гимназии в сетевой организации предпрофильного обучения. Переход на профильное обучение в 10 классах по новому БУП. Продолжение работы по созданию развивающей среды для педагогов гимназии через организацию интеллектуально-творческих мероприятий в гимназии, а также обучение на курсах предпрофильного обучения и в «школе –исследователя» при ХК ИПП ПК. Совершенствование материальной базы гимназии.
 
 

Третий этап «итоговый» (2006/2007 уч.год)
На данном этапе планируется анализ работы по программе развития. Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения. Разработка дальнейшей программы развития гимназии.
 
 
 

Учебный год
 

Формы деятельности
 

Срок
 

выполнения
 

Ответствен
 

ные
2002/2003
 

Координационное направление:
·        Разработка концепции «Предпрофильное обучение»
·        Разработка концепции «Одаренные дети»
·        Разработка нормативно-правовой базы:
·        Положения о статусе профильных классов и классов с углубленным изучением предметов
·        Положение о комиссии по приему в профильные классы и классы с углубленным изучением предметов
·        Положение о конкурсном приеме в профильные классы и классы с углубленным изучением предметов
·        Положение о Совете по ОЭР гимназии
 
 

Июль-август
 
Июль-август
 
 
 
 
декабрь
 
 
 
январь
 
 
 
апрель
 
 
 
сентябрь
Щекота Л.В.
Кушнарева Н.Ю.
 
 
 
Щекота Л.В.
 
 
Щекота Л.В.
 
 
Щекота Л.В.
 
 
Щекота Л.В.
 

Научно-исследовательское направление
·        Исследование образовательных запросов учащихся и их родителей
·        Выявление одаренности гимназистов 5-11 классов
·        Организация исследовательской деятельности педагогов по по проблеме профилизации старшей школы и одаренности детей
сентябрь
 
 
декабрь
 
 
октябрь
психолог
 
 
психолог
 
 
Щекота Л.В.
Кушнарева Н.Ю.
Басова В.И.
 

Научно-методическое направление
 
·        Разработка УП согласно изменению содержания образования в гимназии
·        Разработка и апробация программ элективных курсов
·        Накопление наиболее интересных разработок элективных курсов
·        Подборка и апробация пакета диагностик
август
 
 
сентябрь-декабрь
 
январь-май
 
в теч. года
Зам.директора поУВР
 
педагоги
 
 
Щекота Л.В.
 
психолог