Версия сайта для слабовидящих
Размер шрифтов: A A A | Изображения: Включить Выключить | Фон: A A ×
Выключить

Программа по информатизации 2009-2014 год

 

сполнители мероприятий

Администрация школы, школьная команда

 Источники финансирования 
 программы

Бюджеты всех уровней

 Ожидаемые результаты программы

1.ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса. Активное использование ИКТ  в образовательном процессе, внеурочной, научно-исследовательской, проектной деятельности.

2. Повышение качества образования за счет его модернизации на основе использования ИКТ.

3. Создание   и  пополнение школьной медиатеки современными образовательными ресурсами, которые используются в учебном  процессе  школьниками, учителями,   родителями.
4. Эффективность использования сайта.

 

 

Ключевые проблемы, на решение которых направлена
программа информатизации 
 школы:

 

Проблемы

Причины возникновения проблем

Пути решения проблем

Недостаточная компетентность педагогов в использовании ИКТ

Низкая мотивация в использовании ИКТ в учебной деятельности. Отсутствие ЦОР соответствующих учебникам и учебным программам.

 

Выработка системы мотивации у педагогов к применению ИКТ, приобретение сертифицированных цифровых образовательных ресурсов, соответствующих УМК по предметам.

Нерациональное использование отдельными педагогами средств ИКТ, однотипные формы использования.

Недостаточный уровень информационной культуры отдельных педагогов.

Оказание методического сопровождения педагогов через посещение и анализ уроков, участие в семинарах по обмену опытом, работе творческих групп.

Низкий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении.

Непонимание отдельными учителями сути нового качества образования. Отсутствие системы стимулирования творческой деятельности учителей и учащихся.

Разработка Положения о стимулировании творческой деятельности педагогов и учащихся.

Не отработан механизм использования Интернет в учебной деятельности.

Низкий уровень навыков работы в сети Интернет у учащихся и педагогов, отсутствие опыта использования в учебной деятельности.

Проведение образовательных семинаров по вопросу ресурсы Интернет и их использование в учебной деятельности.

Не задействован потенциал родителей в формировании информационной культуры учащихся (использование ресурсов домашних компьютеров, обучение на дому, информирование через школьный сайт).

Невключённость родителей в дела и направления работы школы, низкий уровень информационной культуры многих родителей.

 

 

 

Цели:

Повышение качества образования через повышение информационной культуры и профессиональной ИКТ- компетентности    всех участников образовательного процесса

Задачи:

- создание условий для развития ИКТ - компетентности учащихся, педагогических работников и администрации школы;

- интеграция компьютерных и Интернет - технологий в учебно-воспитательный процесс и в процесс управления школой;

- создание единой информационной образовательной среды школы.

- использование информационных технологий для  непрерывного профессионального образования педагогов и активизации
      учебного процесса;

- создание условий для  взаимодействия семьи  и школы  через  единое информационное пространство

 

Состав школьной команды

 

  №

                 Ф.И.О.

Должность

  1

Щекота Владимир Ильич

директор

  2

Урюпина Наталья Акимовна

заместитель директора по УВР

  3

Хижняк Наталья Львовна

заместитель директора по ВР

 4

Колобова Людмила Михайловна

учитель  информатики

  5

Рафальчук Ольга Георгиевна

учитель русского языка и литературы

 

 

Этапы реализации программы

 

I этап Подготовительный – 2009 год:

- анализ нынешнего состояния;

-планирование реализации основных направлений программы;

- создание условий реализации программы;

II этап Основной – 2010-2012:

- реализация программы в соответствии с целями и задачами;

- промежуточный мониторинг результатов;

- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

III этап Заключительный  2013-2014г:

- завершение реализации программы;

- мониторинг результатов;

- анализ результатов.

 

Ресурсы:

1)Кадровый (курсы «Использование ИКТ в деятельности учителя-предметника», составление индивидуальных образовательных программ учителя, обобщение опыта учителей через проведение семинаров).

2)Методическая поддержка.

3)Техническая база школы

3)Финансовое.

4)Программные продукты по проекту ИСО.

Ожидаемые результаты:

- создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;

- повышение качества образования за счет эффективного использования

современных педагогических технологий и ИКТ.

- распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях, в том числе в интернет-форумах;

-создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;

-эффективность использования сайта.

 

Концептуальная основа программы

Программа развития информатизации школы

направлена на:

Развитие информационной и исследовательской образовательных компетенций

 

Опирается на (принципы)

* информатизации;

* научности;

* актуальности;

* практической ориентации;

* самостоятельности;

* системности;

 

достигается через (средства)

 

  • самостоятельную деятельность педагогов, и учащихся, при поддержке родителей;
  • использование современных педагогических технологий;
  • использование современных информационно-справочных и цифровых материалов;
  • мониторинг и диагностику процесса развития информатизации;
  • создание условий для творческой деятельности;

основывается на (ресурсах)

 

  • информационных;
  • собственные усилия;
  • взаимопомощь;
  • наличие МТБ;
  • временной;

 приводит к (результатам)

 

  • овладению современными информационными технологиями;

(повышению мотивации к информационной деятельности)

 

 

 

Актуальность

Современная школа, главными характеристиками которой  являются открытость, нтегрированность  в  открытое образовательное пространство и индивидуализация, должна  опираться на широкую  информатизацию. Поэтому создание  новой информационной  среды школы понимается нами как  комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация, и родители. Он предполагает внедрение комплекса  программ управления образованием в школе, создание единого образовательного  пространства школы, использование  информационных технологий в образовательных дисциплинах, активное  использование ЦОР. Для   создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью  задействовать  научно-методический, информационный, технологический, организационный  и педагогический  потенциал.

 

Обоснование программы.

Глобальная информатизация общества одна из ведущих доминирующих тенденций XXI века. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий ведет к формированию постиндустриального информационного общества. Именно поэтому перед системой образования сегодня встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни в высокоразвитой информационной среде. Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет определять его жизненный успех, а по настоящему научиться использовать современные технологии можно, только активно применяя их в учебном процессе.

Человек, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы. И по этому сегодня остро встает вопрос о переходе  на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Основная цель Программы информатизации: переход на качественно новый уровень в

подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во

всех структурных подразделениях школы.

 

Анализ существующего состояния информатизации в

МОУ «Гимназия №1»

 

Анализируя сегодняшнюю ситуацию в гимназии, можно сделать следующие выводы об итогах реализации Программы информатизации прошлых лет:

 

Число компьютерных кабинетов

3

Количество рабочих мест в кабинетах информатики

34

Общее количество компьютеров, которые реально используются в настоящее время в гимназии

56

Количество компьютеров, которые используются в учебном процессе

17 штук

 

Количество рабочих мест администрации, оснащенных компьютерами

5 штук

 (Директор, зам. по УВР, секретарь, бухгалтерия, библиотека)

Количество сканеров

2 штук

 

Количество принтеров

8 штук

Распространенность локальной сети по школе

В локальную сеть объединены компьютеры, которые установлены в компьютерном классе

60%

В локальную сеть объединены компьютеры, которые установлены в библиотеке(отметьте в таблице примерное количество компьютеров включенных в локальную сеть)

нет

   

В локальную сеть включены из компьютеров, которые установлены на рабочих местах администрации(отметьте в таблице примерное количество компьютеров на рабочих местах администрации, включенных в локальную сеть)

20%

   

Подключение школы к Интернет

Школа подключена к Интернет по выделенной линии и со многих компьютеров школы есть выход в Интернет

 

Отвечает за информатизацию в школе

В школе отвечает за информатизацию учитель информатики и технический специалист

 

Техническая поддержка использования ИКТ

В школе есть специалист, который обслуживает средства ИКТ, осуществляя мелкий ремонт, модернизацию средств ИКТ, устанавливая программное обеспечение

 

Методическая поддержка использования ИКТ учителями

В школе методическую поддержку использования ИКТ учителями осуществляют наиболее опытные коллеги, например, учитель информатики

 

Действия администрации, направленные на поддержку использования ИКТ педагогами школы.

В школе систематически поощряются педагоги, которые используют в своей деятельности ИКТ

 

Обеспеченность школы цифровыми учебными материалами для проведения учебных занятий

В школе действует система централизованного пополнения через библиотеку (медиатеку) обучающих программ, цифровых энциклопедий и других цифровых образовательных материалов

 

Количество работников школы, которые уверенно и регулярно (не реже одного раза в неделю) используют ИКТ в своей профессиональной деятельности

38 человек

 

Количество учителей школы, которые в своей педагогической практике способны реализовать нижеперечисленные профессиональные задачи.

Сделать поурочное планирование с использованием ИКТ

более 30%

Подготовить урок с использованием ИКТ учениками

более 30%

Подобрать программное обеспечение для учебных целей

от 20% до 30% учителей

Найти учебные материалы в Интернет

более 40%

Эффективно использовать ИКТ для объяснений на уроке

более20%

Использовать ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями

более 20%

Использовать Интернет-технологии (например, электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам

более 20%

Использование педагогами в повседневной практике школы цифровых инструментов и технологии

Текстовый редактор.

Используют до 30% учителей

Электронные базы данных

Используют до 20% учителей

Электронные таблицы

Используют до 20% учителей

Программы для создания презентаций

Используют до 30% учителей

Распечатка дополнительных материалов и упражнений

Используют до 20% учителей

Программы для работы с видео, звуком и графикой

Используют от 10% до 20% учителей

Электронная почта

Используют до 20% учителей

Работа по переподготовке учителей для использования ИКТ в учебном процессе.

На педагогических советах или производственных совещаниях регулярно обсуждается использование ИКТ в учебном процессе

 

Положение дел в школе с использованием ИКТ при выполнении общешкольных проектов.

Для реализации проектов ИКТ используются по инициативе учащихся.

используют  30% учеников

   

Для реализации проектов ИКТ используются учителями.

используют  10% учителей

   

Проводятся проекты с использованием ИКТ, по различным предметам.

 20% предметов

   

Использование Интернет учащимися школы

Кроме уроков информатики и свободного доступа некоторые учащиеся эпизодически принимают участие в интернет-проектах, интернет-олимпиадах, экспериментах через Интернет и т.п.

 

Использование Интернет в работе педагогов

Учителя-предметники (включая учителей информатики) используют Интернет в своей работе на регулярной основе. (Оцените в таблице количество учителей)

от 60% до 80% учителей

48. Какое из предложенных утверждений лучшим образом характеризует положение дел в школе с использованием ИКТ для выполнения учебных проектов?

Учителя информатики (технологии) постоянно, а учителя других предметов эпизодически используют ИКТ для выполнения учебных проектов. (отметьте в таблице количество учителей других предметов)

от 60% до 80% учителей

Положение дел в школе с использованием ИКТ для внеклассной работы

ИКТ используются учащимися в качестве вспомогательного средства при подготовке школьных мероприятий.

до 20% учеников

   

ИКТ используются учителями в качестве вспомогательного средства при подготовке школьных мероприятий.

до 20% учителей

   

Работники школы планируют и проводят воспитательные мероприятия, которые невозможны без использования ИКТ.

до 10% учителей

   

Положение дел в школе с организацией доступа, обмена и хранения учебно-методическими материалами

Учителя школы используют только традиционные источники учебно-методических материалов: курсы переподготовки, учебные пособия и методички, семинары, открытые уроки, обобщение опыта, некоторые материалы из перечисленных источников представлены в цифровом виде

до 20% учителей

Оцените количество учителей школы, которые пополняют свои методические архивы, используя традиционные источники, а также Интернет, обмен цифровыми материалами с коллегами и т.п.

до 20% учителей

   

Оцените количество учителей школы, которые пополняют свои методические архивы, используя традиционные источники, Интернет, обмен цифровыми материалами с коллегами и т.п., а также объединяются с коллегами для организации групповых цифровых архивов методических материалов. При этом учителя объединяются с коллегами не только внутри школы, но и с коллегами из других школ, используя Интернет

от 20% учителей

   

Положение дел в гимназии с использованием ИКТ для ведения школьного делопроизводства

Работники администрации эпизодически используют ИКТ для некоторых задач школьного делопроизводства.

10%

Положение дел в школе с использованием ИКТ для планирования учебного процесса

   

Работники гимназии  используют ИКТ для решения задач школьного планирования.

20%

для планирования работники школы используют специальные программные средства.

используются эпизодически

   

Положение дел в школе с использованием ИКТ для контроля над ходом учебного процесса

Администраторы школы используют ИКТ для сбора, обработки и представления информации об учебном процессе

60%

Положение дел в школе с использованием ИКТ для поддержания необходимого уровня материально-технической базы школы

ИКТ используются работниками школы для решения отдельных задач управления состоянием материально-технической базы школы

10%

Положение дел в школе с использованием цифровых образовательных ресурсов, разработанных в проекте "Информатизация системы образования"

Наша школа получила цифровые образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных проектов, и учителя их используют в программах обучения учащихся по отдельным предметам.

 

                    Организация информационного пространства образовательного

                                                                   учреждения

Информационное пространство школы имеет следующие составляющие: физическая, психологическая, интеллектуальная.

Основой физической составляющей информационного пространства школы являются кабинеты информатики и компьютеризированные рабочие места учителей  предметников. Кроме того, в состав информационного пространства входит библиотека. К информационному пространству школы относится школьный Интернет и локальная сеть, а также технические средства мультимедиа (телевизоры, проектор, видеомагнитофоны, DVD-плеер), программное обеспечение образовательного процесса.

К психологической и интеллектуальной составляющим информационного пространства относится так называемый «человеческий фактор». Здесь подразумевается воля и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру. С этой целью организовываются специальные курсы по применению информационных технологий в образовательном процессе.

 

                 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Критерий интерактивности:

1)      обеспечение принципов наглядности и доступности;

2)      функциональное соответствие профессиональным задачам, содержанию и методам решения;

3)      комплексность применения;

4)      универсальность использования и удобства эксплуатации средств информационно-коммуникационных технологий.

 

Адекватность эффективности методов, используемых в процессе обучения:

1)      соответствие методов целям и содержанию учебного материала;

2)      обоснованность выбора методов в контрольно-оценочном, мотивационном  и других аспектах;

3)      многообразие использования методов и вариативность используемых приемов;

4)      соответствие используемых методов реальной материально- технической базе и отведенному учебному времени.

 

Эффективность организации процесса информатизации:

1)      соответствие форм и методов организации информатизации принятым этапам подготовки специалистов (психологический и логический аспекты);

2)      сменяемость и многообразие форм обучения, включая использование средств информационно-коммуникационных технологий и вариативность их видов;

3)      обеспечение реального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности участников информатизации системы подготовки специалистов.

 

Эффективность результатов обучения:

1)      глубина знаний, характеризующаяся числом осознанных существенных связей, данного знания с другими, с ним соотносящимся;

2)      действенность знаний, предусматривающая готовность и умение обучаемых применять их в сходных и вариативных ситуациях;

3)      системность, определяемая как совокупность знаний в сознании обучаемых, структура которой соответствует структуре научного знания;

4)      осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.

 

Сформированность профессиональных умений и навыков:

1)      сформированности ориентировочной основы деятельности;

2)      правильности выполняемых действий;

3)      рациональности организации труда.

 

Уровень готовности к профессиональной деятельности в условиях информатизации:

1)      показатели операциональной культуры (знания, умения, навыки),

2)      когнитивной,

3)      мотивационной,

4)      эмоционально-волевой готовности.

 

Виды деятельности по реализации Программы.

Уровень и культура использования вычислительной техники определяет степень информатизации любого учреждения, в том числе и школы, его готовность к жизни в информационном веке. Для эффективного использования имеющейся компьютерной базы и программного обеспечения на этапе реализации настоящей программы школы необходимо:

1.Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе.

2. Рассмотреть вопрос о доплатах учителям, активно участвующим в сетевой работе, утвердив ее в  положении о доплатах.

3. Организовать работу школьной команды.

4.Обеспечить  учащимся  и  педагогам доступ к  компьютерам и  широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной  работы во  внеурочное  время.

5. Привлечь сотрудников школы и  руководство к  использованию  компьютеров в  своей  работе.

6. Продолжать работу с преподавателями  желающими применять компьютеры для  преподавания своих  дисциплин. Обучить  желающих основам  компьютерной  грамотности.

7. Наполнить содержанием  WEB-страницы  школьного  сайта и следить  за  регулярным  обновлением сайта.

8 . Создание единой информационно - образовательной среды школы.

9. Организация исследовательской, реферативной и презентационной деятельности школьников с применением ИКТ.

 

Проект. Использование ИКТ в образовательной деятельности.

Цель проекта:
Повышение ИКТ - компетентности учителей школы. Обновление содержания обучения школьников, расширение спектра образовательных услуг, изменение методов и форм организации предоставления образовательных услуг. Повышение качества обучения школьников за счет освоения информационных технологий, обеспечивающих самостоятельность работы каждого ученика.

Задачи проекта:

1. Добиться положительного отношения и мотивации к повышению ИКТ - компетентности у учителей школы.

2. Разработать систему повышения ИКТ - компетентности учителей.

3. Организовать деятельность консультативной службы по оценке ИКТ и поиску путей их внедрения в учебно-воспитательный процесс школы. Использовать ЦОР наряду с традиционными в обучении, контроле, самообучении и самоконтроле.

4. Внедрить информационные технологии в образовательную практику всех образовательных областей.

5. Активизировать инновационную деятельность педагогов в ИКТ - насыщенной образовательной среде: участие в конкурсах педагогических инициатив.

Активизировать участие школьников в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. п. учебной деятельности с использованием ИКТ.

Формировать умение применять информационные технологии в различных видах творческой (учебной и внеучебной) деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

 Достигнуто положительное отношение и создана мотивация педагогов к повышению своей ИКТ – компетентности.

Создана система повышения ИКТ - компетентности учителей, проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных кадров в области новых информационных технологий.

Оказывается методическая и консультативная помощь педагогам школы по использованию ИКТ в педагогическом процессе школы на базе ОУ.

До 2014 года довести процент учителей, обученных в области ИКТ технологий, до 100% от общего количества педагогов школы. Повысить процент уроков, на которых применяются ИКТ технологии до 80%.

В обучении, контроле, самообучении и самоконтроле ожидается более активное  использование ЦОРов, интерактивных технологий.

Кабинет информатики продуктивно используются для самоподготовки учителей и учащихся.

Создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету.

Участие учителей в конкурсах педагогических инициатив.

Ожидается участие учащихся школы в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях по предметам.

Создание творческих  и научно – исследовательских объединений учащихся, активно использующих ИКТ.