Версия сайта для слабовидящих
Размер шрифтов: A A A | Изображения: Включить Выключить | Фон: A A ×
Выключить

ОБЖ 9 класс

 

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 классов составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2010.

В соответствии с письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 21.04.2007 г. М: 03-898 «Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»» подготовка обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности в начальной и основной школе проходит за счет времени вариативной части базисного учебного плана с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:

а) первый уровень (1-4 классы) – безопасность школьника;

б) второй уровень (5-9 классы) – безопасность личности;

в) третий уровень (10-11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в образовательных учреждениях общего образования, предусмотренного базисным учебным планом школы адаптивного типа, и является логическим продолжением программы курса «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов.

 

Настоящая рабочая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Рабочая программа  имеет следующую структуру:

·         титульный лист;

·         пояснительная записка;

·         календарно-тематическое планирование;

·         перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающих реализацию рабочей программы;

·         требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу;

·         характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся;

·         приложения.

При составлении программы использовано следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ  (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г. №О3—1263);http://gimnazia1khv.ruhttp://mon.gov.ru/work/obr/dok/, http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено на решение следующих задач:

§     формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

§     выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

§     формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,  а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей.

Изучение ОБЖ на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·           освоение знанийо здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

·           развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

·           воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

·           овладение умениямипредвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

 

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.

                     Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9): в 5-8 классах – 35 учебных часов; в 9 классе – 34 часа.

          Для формирования оценки по ОБЖ используется пособие «Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе», научный руководитель Г.С.Ковалева, под общей редакцией А.Т.Смирнова (М.: Просвещение, 2012).

 

Освоение образовательных программ основного общего образования  завершается итоговой аттестацией учащихся. По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебные модули

М-1

М-2

М-3

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государств

Разделы

Р-1

Основы комплексной безопасности

Р-4

Основы здорового образа жизни

Р-6

Основы обороны государства

Р-2

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Р-7

Основы военной службы (в том числе, учебные сборы)

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

 

 

 

 

Раздел II. Календарно – тематическое планирование.

Тематический план 9 класс

модуля,

раздела,

темы

 

наименование модулей, разделов, тем

Количество

часов

 

Р-I

Основы безопасности личности, общества и  государства

23

Глава 1

Национальная безопасность России в современном мире 

4

Глава 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

Глава 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

2

Глава 4

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и

военного времени

3

Глава 5

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени 

5

Глава 6

 Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

6

Р-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

Глава 7

Основы здорового образа жизни

3

Глава 8

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

Глава 9

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

Глава 10

Оказание первой медицинской помощи

2

 

Всего часов

 

34

 

Поурочный план 9 класс

модуля,

раздела,

темы

 

наименование модулей, разделов, тем

Количество

часов

 

Дата прведения

 

План

Факт

Р-I

Основы безопасности личности, общества и  государства

23

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Национальная безопасность России в современном мире 

4

 

 

 

 

 

 

1.1

Россия в мировом сообществе.

1

 

 

 

 

 

 

1.2

Национальные интересы России в современном мире  

1

 

 

 

 

 

 

1.3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1

 

 

 

 

 

 

1.4

Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности Обобщающее занятие по Главе 1. ТЕСТ

1

 

 

 

 

 

 

Глава  2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

 

 

 

 

 

 

2.1

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация

1

 

 

 

 

 

 

2.2

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия

1рнк

 

 

 

 

 

 

2.3

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Обобщающее занятие по Главе 2.

1

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

2

 

 

 

 

 

 

3.1

Военная угроза национальной безопасности России

1

 

 

 

 

 

 

3.2

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

1

 

 

 

 

 

 

Глава  4

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и

военного времени

3

 

 

 

 

 

 

4.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

 

 

 

 

 

 

4.2

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

1

 

 

 

 

 

 

4.3

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций

1

 

 

 

 

 

 

Глава 5

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени 

5

 

 

 

 

 

 

5.1

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

1

 

 

 

 

 

 

5.2

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

 

 

 

 

 

 

5.3

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

1рнк

 

 

 

 

 

 

5.4, 5.5

Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1рнк

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающее занятие по Главе 3-5 ТЕСТ

1

 

 

 

 

 

 

Глава  6

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

 

 

 

 

 

 

6.1

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления

1

 

 

 

 

 

 

6.2

 

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

1рнк

 

 

 

 

 

 

6.3

Система борьбы с терроризмом 

1

 

 

 

 

 

 

6.4

Правила поведения при угрозе террористического акта

1рнк

 

 

 

 

 

 

6.5, 6.6

Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании

1

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие с документами

1

 

 

 

 

 

 

Р-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

 

 

 

 

 

 

Глава  7

Основы здорового образа жизни

3

 

 

 

 

 

 

7.1

Здоровье человека -  как индивидуальная, так и общественная ценность

1

 

 

 

 

 

 

7.2

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

 

 

 

 

 

 

7.3

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1

 

 

 

 

 

 

Глава 8

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

 

 

 

 

 

 

8.1

Ранние половые связи и их последствия

1

 

 

 

 

 

 

8.2

Инфекции, передаваемые половым путем

1

 

 

 

 

 

 

8.3

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Обобщающее занятие ТЕСТ

1

 

 

 

 

 

 

Глава 9

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

 

 

 

 

 

 

9.1

Брак и семья

1

 

 

 

 

 

 

9.2

Семья и здоровый образ жизни человека

1

 

 

 

 

 

 

9.3

Основы семейного права в Российской Федерации. Практическое занятие с документами

1

 

 

 

 

 

 

Глава 10

Оказание первой медицинской помощи

2

 

 

 

 

 

 

10.1

Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие)

1

 

 

 

 

 

 

10.2

Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Обобщающее занятие. ТЕСТ

1

 

 

 

 

 

 

 

Всего часов

34

 

       
 
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ

 

Раздел I.   Основы безопасности личности, общества и государства - 23

 

Глава 1.Национальная безопасность России в современном мире - 4

 

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в совре­менном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколе­ния России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содер­жание. Степень влияния каждого человека на национальную безопас­ность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безо­пасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной бе­зопасности России.

 

Глава 2.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного ха­рактера и национальная безопасность России - 3

 

Опасные  и чрезвычайные ситуации, общие понятия  и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуа­ций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и по­следствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

 

Глава 3.Современный комплекс проблем безопасности социально­го характера и национальная безопасность России - 2

 

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Во­оруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

 

Глава 4.Организационные основы по защите населения-страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - 3

 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопас­ности и обороноспособности страны. Основные факторы, определя­ющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС Рос­сии в формировании культуры в области безопасности жизнедеятель­ности населения страны.

 

Глава 5.Основные мероприятия, проводимые в Российской Феде­рации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - 5

 

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основ­ное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозиро­вания чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизо­ванная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Созда­ние локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных го­родов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах по­ражения.

 

Глава 6. Организация  борь­бы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации - 6

 

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, ко­торые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнитель­ной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с террориз­мом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой прак­тике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

 

Раздел  II.   Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 11

 

Глава 7.Основы здорового образа жизни - 3

 

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная цен­ность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организа­ции здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие суще­ственное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового обра­за жизни в формировании у человека общей культуры в области безо­пасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопас­ность России.

 

Глава  8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье  - 3

 

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-ин­фекции и СПИДе.

 

Глава 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктив­ного здоровья- 3

 

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формиро­вании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

 

Глава 10.Оказание первой меди­цинской помощи - 2

 

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая   медицинская   помощь   при   передозировке   при   приеме психоактивных веществ.

 

Раздел III. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающих реализацию рабочей программы

·         Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2007.

·         Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классыпод общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2011

·         ОБЖ. 5–11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

·         «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности» Г. А. Колодницкий,  В. Н. Латчук, В. В. Марков, Б. И. Мишин М.: Дрофа 2002г.

·         «Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе», научный руководитель Г. С. Ковалева, под общей редакцией А. Т. Смирнова (М.: Просвещение, 2006).

·         Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. —М.: Просвещение, 2007.

·         Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 5 кл. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2011

·         СмирновА. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 6 кл. — М.: Просвещение, 2011.

·         Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 7 кл. — М.: Просвещение, 2011.

·         Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 8 кл. — М.: Просвещение, 2011.

·         Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 9 кл. — М.: Просвещение, 2011.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс ОБЖ  9 класса

Знать/понимать:

·                основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;  

·                правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

·                способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

    Уметь:

 

·                действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

·                соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

·                оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

·                пользоваться средствами индивидуальной  защиты (противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской    аптечкой) и средствами коллективной защиты;

·                вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

·                действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

·                соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

·                пользования бытовыми приборами и инструментами;

·                проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

·                обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

 

Раздел V. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

 

 Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

          Для формирования оценки по ОБЖ используется пособие «Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе», научный руководитель Г.С.Ковалева, под общей редакцией А.Т.Смирнова (М.: Просвещение, 2007).

 

Итоговый тест по ОБЖ (9 класс)

1. Что такое взрыв?

а) разрушение большого масштаба;

б) динамично протекающий процесс физических. химических и эргономических превращений веществ, сопровождающейся освобождением значительного количества энергии;

в) быстро протекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объёме.

2. Какие взрывы наиболее часто встречаются в современных условиях?

а) взрывы аэрозольных упаковок в быту;

б) взрывы котлов в котельных;

в) взрывы аппаратов., продукции и полуфабрикатов на химических предприятиях;

г) взрывы паров бензина и других компонентов на нефтеперегонных заводах, а также боеприпасов на военных складах и арсеналах.

 

3. Как в условиях мирного времени происходят взрывы и гибель людей?

а) от взрывов при сносе зданий;

б) от взрывов бытовых газовых баллонов;

в) от взрывов петард;

г) от взрывов неразорвавшихся бомб, снарядов и мин, оставшихся после войны.

 

4. Чем характеризуется ударная волна любых взрывов при производственных авариях:

а) небольшой силой воздействия;

б) вызывает большие людские потери;

в) вызывает панику у населения;

г) вызывает разрушения элементов сооружений.

 

5. Каковы основные поражающие факторы взрыва?

а) волна прорыва;

б) ударная волна;

в) сильная загазованность местности;

г) осколочные поля.

 

6. Процесс горения протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества;

б) наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена;

г) наличие источника воспламенения.

 

Найдите допущенную ошибку.

7. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

 

8. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:

а) открытый огонь;

б) интенсивное излучение гамма-лучение, поражающее людей;

в) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
д) образование облака заражённого воздуха.

 

9. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костёр и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей? Назовите правильные ответы:

а) остановитесь и объясните им, что это опасно;

б) пройдёте мимо;

в) попытаетесь занять их чем-то другим;

г) затушите костёр.

 

10. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:

а) побежите и постараетесь сорвать одежду;

б) остановитесь, упадёте и покатитесь, сбивая пламя;

в) завернётесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

 

11. Среди перечисленных поражающих факторов выберете те, которые характерны для химических аварий с выбросом АХОВ:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) поражение людей опасными веществами через кожные покровы;

в) лучистый поток энергии;

г) проникновение опасных веществ через органы дыхания в организм человека.

 

12. АХОВ наносят поражения:

а) комбинированные (химическое поражение, пожары и взрывы);

б) химические;

в) радиационные.

 

13. Выходить из зоны химического заражения следует с учётом направления ветра:

а) по направлению ветра;

б) перпендикулярно направлению ветра;

в) навстречу потоку ветра.

14. Хлор - это:

а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

б) зеленовато-жёлтый газ с резким запахом;

в) парообразное вещество с запахом горького миндаля и металлическим привкусом во рту.

 

15. Аммиак - это:

а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;

б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов.

 

16. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы живёте на 1-м этаже 9-ти этажного дома и можете оказаться в зоне заражения. Ваши действия:

а) укроетесь в подвале здания;

б) подниметесь на верхний этаж;

в) останетесь в своей квартире.

 

17. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства зашиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить? Назовите правильный ответ:

а) 2%-м раствором нашатырного спирта;

б) 2%-м раствором уксусной или лимонной кислоты;

в) 2%-м раствором соды.

 

18. Самым опасным излучением для человека является:

а) альфа- излучение;

б) бета-излучение;

в) гамма-излучение.

 

19. За счёт чего в основном образуется естественный радиационный фон? Назовите правильный ответ:

а) за счёт радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактивности человека, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний. проводившихся в атмосфере;

б) за счёт увеличения добычи радиоактивных материалов;

в) за счёт роста химически опасных производств, использования радиоактивных материалов на производстве, сжигания угля, нефти, газа на ТЭС.

 

20. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:

а) возникновение лучевой болезни;

б)внутреннего облучения;

в) поражение щитовидной железы.

 

21.Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при отравлении лекарственным препаратами:

а) дать пострадавшему выпить крепкого чая и съесть чёрных сухарей;(3)

б) срочно вызвать скорую помощь;(1)

в) промыть пострадавшему желудок.(2)

 

22. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при химическом ожоге кислотой:

а) дать обезболивающее средство;(4)

б) промыть кожу проточной водой;(2)

в) удалить с человека одежду, пропитанную кислотой;(1)

г) промыть место повреждения слабым раствором питьевой соды;(3)

д) доставить пострадавшего в лечебное учреждение.(5)

 

23. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при химическом ожоге щёлочью:

а) промыть кожу проточной водой;(2)

б) промыть повреждённое место слабым раствором (1 -2%) уксусной кислоты;(3)

в) удалить одежду, пропитанную щёлочью;91)

г) доставить пострадавшего в медицинское учреждение;(5)

д) дать обезболивающее средство.(4)

 

24. РСЧС создана с целью:

а) прогнозирования ЧС на территории РФ и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) объединения усилий органов центральной власти, органов исполнительной власти, субъектов РФ, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) обеспечения первоочерёдного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории РФ.

 

25. Назовите закон в России определяющий правовые и организационные нормы в области зашиты от чрезвычайных ситуаций:

а) закон Российской Федерации «О безопасности»;

б) Федеральный закон «Об обороне»;

в) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

г) Федеральный закон «О гражданской обороне».

 

26. К зоне чрезвычайной ситуации относятся:

а) территория, на которой прогнозируется ЧС;

б) территория, на которой расположены потенциально опасные объекты:

в) территория, на которой сложилась ЧС.

 

27. Основными документами международного гуманитарного права являются:

а) Декларация прав человека;

б) Устав организации Объединённых Наций;

в) Четыре Женевские конвенции и два Дополнительных протокола к ним.

 

28. Для обозначения людей, имеющих право принимать участие в военных действиях, в международном праве используется термин:

а) репатрианты;

б) комбатанты;

в) интернированные.

 

29. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при обмороке:

а) обрызгать лицо холодной водой;(3)

б) придать ногам возвышенное положение;(4)

в) пострадавшего уложить на спинус несколько откинутой назад головой;(1)

г) расстегнуть воротник и дать доступ свежего воздуха.(2)

 

30. Определите последовательность реанимационной помощи пострадавшему:

а) произвести прекардиальный удар в области грудины;(2)

б) положить пострадавшего на спину на жёсткую поверхность;(1)

в) провести искусственную вентиляцию лёгких;(4)

г) приступить к непрямому массажу сердца;(3)

д) вызвать «скорую помощь» или срочно доставить пострадавшего в больницу.(5)

 

Ответы к тестам по ОБЖ (9 класса)

 

1., в

 

2 -

 

б, г

 

 

 

3.-б,г

 

4.-

 

в, г

 

 

 

5.-б,г

 

6.-

 

в

 

 

 

7.- б, г, д

 

8.-

 

а, в

 

 

 

9.- а, г

 

10.

 

 

 

 

11.-б,г   ;

 

12.

 

- а

 

 

 

13. -б

 

14.

 

 

 

 

15.- а

 

16.

 

 

 

 

17.-6

 

18.

 

- в

 

 

 

19. -а

 

20.

 

- в

 

 

 

21.- б, в, а

 

22.

 

- в, б, г, а,

 

д

 

23.- в, а, б, д, г

 

24.

 

 

 

 

25.- в

 

26.

 

- в

 

 

 

27.- в

 

28.

 

 

 

 

29.- в, г, а, б

 

30.

 

- б, а, г, в,

 

д

 

 

 

Методика проверки работы учащегося и выставления оценки

1. В работе представлены 3 блока вопросов   различной тематики курса «Основы безопасности жизнедеятельности», соответствующих учебной государственной программе  за курс 9 класса. Каждый из блоков вопросов содержит 10 заданий.

2. За каждое верно выполненное задание начисляется 1 балл.

3. В случаях правильного и неполного ответа на вопрос (например: в вопросе №2 отмечен только ответ «б»), а также в случае лишнего ответа (например: в вопросе №2 отмечены ответы «а», «б» и «в») - за задание начисляется 0,5 балла.

4. В вопросах №№ 21 - 23 и №№ 29 - 30, оценивающих знание учащихся последовательности действий при ЧС, 1 балл ставится за абсолютно правильную цепочку ответов, 0,5 балла - если допущена 1 ошибка в последовательности.

5. Максимальное количество баллов за работу - 30.

6. Оценка «5» ставится за 85 и более процентов правильно выполненных заданий, т.е. от 26 до 30 баллов.

7.  Оценка «4» ставится за правильное выполнение 71 - 85% всех заданий работы, т.е. от 21 до 25 баллов.

8.  Оценка «3» ставится за правильное выполнение 50 - 70% всех заданий работы, т.е. от 15 до 20 баллов.

9. Оценка «2» выставляется, если правильно выполнено менее 50% всех заданий работы, т.е. от 0 до 14 баллов.