Версия сайта для слабовидящих
Размер шрифтов: A A A | Изображения: Включить Выключить | Фон: A A ×
Выключить

"Обучение мышлению" Элективный курс

Описание программы элективного курса  

Программа «Обучение мышлению» ведётся в рамках элективного курса второй

год. Цель данной программы – формирование мотивационной сферы учащихся через развитие их познавательных процессов. В курс «Обучение мышлению» были включены задания, разработанные А.И.Савенковым для развития логического и творческого мышления детей  и школьников. В прошлом учебном году данный курс проводился со всеми учащимися  8 класса. В  2012-2013 учебном году занятия посещают только те учащиеся данного класса, которые сами выбрали этот элективный курс, среди них есть и одарённые.

Известно, что у многих одарённых детей часто возникают психологические проблемы (конфликты в общении, отсутствие познавательных мотивов и другие). Особо стоит выделить проблему отсутствия мотивов деятельности у учащихся, некоторые одарённые учащиеся даже оказываются в группе неуспевающих.

В этом учебном году мы включили в элективный курс элементы мотивационного тренинга, разработанного специалистом в области мотивации Занюком С.С.. Хотелось бы остановиться на тех упражнениях данного тренинга, которые, на наш взгляд, наиболее эффективны в решении проблем одарённых детей. Их можно рекомендовать для проведения внеклассных мероприятий, тренингов общения, классных часов. Комплекс упражнений построен так, что каждое задание нацелено на решение определённой психологической проблемы.

1.                           Известно, что некоторые одарённые дети неспособны найти «общий язык» с окружающими, критичны по отношению к другим. В этом случае можно рекомендовать выполнение упражнения «Составь наставление другим людям», выполняя которое учащиеся учатся убеждать, мотивировать других, вырабатывают мотивацию на достижение успеха.

2.                           Другая проблема, связанная с предыдущей – неспособность радоваться за других, а порой и неумение выразить свои чувства. Выполняя упражнение «Одобрение», учащиеся в игровой форме вырабатывают это умение.

3.                           Неумение организовать свою деятельность часто приводит одарённых детей к тому, что они не справляются с теми заданиями, которые вызывают у них трудности, они предпочитают избегать такие ситуации (задание «Избегание неудачи», «Создай себе ситуацию успеха»).

4.                           Нередко учащиеся сталкиваются с такими проблемами как неверие в свои силы, неумение убеждать себя, настраивать позитивно (упражнения «Внутренний критик», «Диалог с критиком», «Измени образ своего неудачника»).

 

5.                 Комплекс упражнений для мотивационного тренинга (по С.С. Занюку)

1. Составь наставления другим людям

Цель: выработка умения убеждать, мотивировать, формирование мотивации достижения.

Задание: убедить другого участника группы, что с любым заданием можно легко справиться. Стремитесь внушить уверенность в успехе. Запишите свою речь.

2. Одобрение

Цель: обучение умению подбадривать себя и других.

Задания:

1.                        Вспомните и запишите слова одобрения, которые были высказаны в ваш адрес.

2.                        Запишите приветствие другому человеку по случаю успешного завершения им важного дела.

3 а. Избегание неудачи

Цель: формирование мотивации успеха.

Задания:

1.                        Запишите позитивные моменты, связанные с неудачей (что даёт вам неудача, чему учит).

2.                        Поразмышляйте и запишите, что бы вы сказали человеку-неудачнику.

3.                        Запишите, что бы вы сказали самому себе в минуты неудачи и разочарования. Какие слова могли бы не только восстановить потерянное душевное равновесие, но и побуждать к деятельности?

3 б. Создай себе ситуацию успеха

Цель: умение создавать ситуацию успеха.

Пример технологии создания ситуации успеха:

1.                       Спланируйте, как добиться определённой цели. Цель следует выбрать средней сложности, поскольку достижение лёгких целей не переживается как успех, а достижение слишком сложных часто просто невозможно. Какую цель вы хотели бы достичь.

2.                       Приложите все усилия, чтобы достичь хотя бы одну цель. Достигли ли вы этой цели? Какие трудности вам пришлось преодолеть?

3.                       Ставьте перед собой как можно больше конкретных и реальных целей и стремитесь достичь их. Перечислите конкретные этапы достижения целей.

4.                       Определите количественные показатели, по которым вы могли бы фиксировать даже незначительные изменения в работе.

5.                       Похвалите себя за то, что добились даже небольшого успеха. Позитивные эмоции, связанные с достижением успехов, помогают.

4 а. Внутренний критик

Цель: выработка умения убеждать себя в чём-либо.

Задание: убедите своего внутреннего критика, используя контраргументы.

Пример диалога:

Внутренний критик

1. У тебя ничего не получится.

2. У тебя есть много важных дел.

3. А нужно ли браться за это дело.

Активное, инициативное «Я»

1. Ты ошибаешься! У меня всё получится.

2. Это дело очень важное. Я не лентяй и всегда могу выделить на него один час.

3. Дело стоит того, чтобы за него взяться.

4 б. Диалог с критиком

Цель: выработка умения убеждать себя в чём-либо.

Задание: составить диалог с критиком по важной проблеме. При этом необходимо рисовать. Рисовать можно всё, что угодно.

4 в. Измени образ своего неудачника

Цель: изменение неадекватного образа своего «Я».

Задание: постарайтесь следовать следующим принципам:

·         Стремитесь добиться определённой цели, и тогда она сама будет вести вас к успеху.

·         Рассуждайте постоянно о конечном результате, о своей цели и средствах её достижения.

·         Не бойтесь ошибок или временных неудач, они будут побуждать вас к поиску более эффективных средств.

·         Развивайте позитивное мышление.

5 а. Идентификация с гением

Цель: побуждение к творческой деятельности и активности, личностному развитию.

Задание: детально ознакомьтесь с биографией гениального человека. Необходимо хотя бы определённое время пожить его жизнью: рассуждать, ощущать и переживать так, как это делал он. Попробуйте воспроизвести в воображении атмосферу, обстоятельства, в которых творил гений. Пытайтесь ставить перед собой такие же высокие цели, как это делал он.

Чтобы легче отождествиться с этим человеком, называйте себя его именем, попробуйте работать так, как работал он.

5 б. Архитектор

Цель: создание творческой установки, стремление к совершенству, желание делать своё дело как можно лучше.

Задания:

1.                       Представьте, что вы архитектор и строитель. Вообразите, как вы работаете на строительстве, вкладываю свою душу и ум в это дело, которое полностью захватило вас. Вы – творческая личность, пытаетесь не просто построить дом, а сделать всё на удивление красиво.

2.                       Вы стремитесь сделать своё дело не кое-как, а создать нечто необычно, что очаровывало и вдохновляло бы других людей. Вы не спешите, работаете вдумчиво, пытаетесь совершенствовать своё мастерство.

3.                       Представьте конечный результат вашей работы (творение искусства – прекрасный дом, который вы создали). Вообразите, как приятно вам жить и работать в нём.

4.                       Те же шаги выполните в воображении относительно своей деятельности. В вашей повседневной деятельности стремитесь к совершенству и красоте. Пытайтесь всё делать красиво (чтобы нравилось и вам, и окружающим).

6. Эстетические ассоциации

Цель: перенос мотивационного заряда и позитивных эмоций с приятного для вас объекта на предмет вашей деятельности.

Задания:

1.                        Попробуйте ассоциировать вашу деятельность с определённым, приятным для вас объектом. Можно закрыть глаза. Попытайтесь вызвать приятные образы, которые связаны с ассоциируемым объектом, например цветком. Позже запишите эти образы и ассоциации.

2.                        Проведите анализ данного упражнения. Насколько эффективно было выполнение предложенных заданий? Какие символы, объекты лучше всего ассоциировались с вашей деятельностью?

7. Изменение структуры речи

Цель: выработка позитивного мышления с помощью изменения структуры речи.

Задания:

1.                       Выразите ваше отношение к деятельности определёнными типичными для вас фразами (например, «Мне нужно»).

2.                       Замените типичные для вас фразы, которые отбивают охоту к деятельности, на утверждения, имеющие значительное мотивационное влияние (например, «Я хочу»).

3.                       Выберите словесные структуры, которые больше всего побуждают вас к деятельности.

8. Позитивное отношение к ошибкам

Цель: выработка спокойного отношения к ошибкам.

Задания:

1.                       Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражали бы позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления.

2.                       Проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно. Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании.

9 а. Приветствие другому человеку

Цель: формирование умения эмпатичного отношения к окружающим.

Задание: вспомните и запишите, как вы хвалите других, когда кто-то достиг определённых успехов.

9 б. Выскажи веру в другого человека

Цель: формирование умения эмпатичного отношения к окружающим.

Задание: подчёркивая способности, положительные качества человека, выскажите уверенность (веру) в его возможности достичь успеха.

Примеры: «Я уверен, что с этой задачей ты быстро справишься», «Я знаю, что рано или поздно ты сделаешь это».

10 а. Анализ препятствий и трудностей на пути достижения цели

Цель: выработка умения анализировать свои действия.

Задание: поразмышляйте и напишите, какие возможные препятствия и трудности (объективные и субъективные) могут помешать вам добиться поставленной цели.

Субъективные препятствия: трудности в организации работы, стереотипы, лень.

Объективные препятствия: нехватка времени, внешние препятствия, испытания, трудности.

10 б. Самоконтроль

Цель: умение контролировать свои действия.

Задания:

1.      Определите, как можно оценить ваше продвижение к цели.

2.      Проводите самоконтроль в работе над каждым компонентом вашей деятельности. Чем чаще вы будете проводить самоконтроль, тем лучше.