Физика 9 классы
Рабочая программа
Пояснительная записка
Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений линии учебно-методических комлектов «Сферы» авторов В.В. Белага, В.В.Жумаев, И.А.Ломаченков, Ю.А.Панебратцев.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
При разработке Рабочей программы использованы:
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 19.05.98 №1276);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 года №1089);
- Примерные программы начального, среднего и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровня, рекомендованные (допущенные) Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации);
- Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2012 учебный год;
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основные задачи данной рабочей программы:
- сформировать умения проводить наблюдения природных явлений,
- использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
- представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний
На уроках целесообразно использовать следующие методы обучения:
- Словесные методы обучения (устное изложение материала с презентационным сопровождением, беседа);
- Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций, образцов; показ, исполнение приёмов педагогом; работа по заданному алгоритму; наблюдение);
- Практические методы обучения (выполнение упражнений, заданий, практических и лабораторных работ);
- Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей (объяснительно-иллюстративные методы обучения; репродуктивные методы обучения; частично-поисковые методы обучения; проектный метод обучения);
- Игровые методы (соревнование между группами, кроссворды, анаграммы, деловая игра и д.р.).
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
- Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
- Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
- Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
- Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
- Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
- Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
- Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
- Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
- Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Критерии оценивания
1. Критерии оценивания устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
2. Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается (см. таблицу), причем за определенные погрешности оценка снижается.
Качество решения |
Оценка |
Правильное решение задачи: получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; |
5 |
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. |
4 |
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями) Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. |
3 |
Грубые ошибки в исходных уравнениях. |
2 |
3. Критерии оценивания практической работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
4. Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
· смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
· смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
2. контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
3. рационального применения простых механизмов;
4. оценки безопасности радиационного фона.
Содержание программы
1. Законы взаимодействия и движения тел
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторная работа №1: «Изучение движения тел по окружности»
Контрольная работа №1
2. Механические колебания и волны
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Демонстрации
Механические колебания. Механические волны.
Лабораторная работа №2: «Изучение колебаний нитяного маятника».
Лабораторная работа №3: «Изучение колебаний пружинного маятника».
Лабораторная работа №4: «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника»
Контрольная работа №2
3. Звук
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации
Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Контрольная работа №3
4. Электромагнитные колебания и волны
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Демонстрации
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания.
Лабораторная работа №5: «Изучение явления электромагнитной индукции».
Контрольная работа №4
5. Геометрическая оптика
Действия света. Источники света. Скорость света. Прямолинейность распространения света. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения. Отражение света. Зеркальное и диффузное отражения света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Изображение в зеркале. Преломление света. Законы преломления света. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и призме. Линзы. Типы линз. Основные элементы линзы. Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображения в линзах. Фотоаппарат и видеокамера. Глаз как оптическая система. Недостатки зрения и их исправление. Оптические приборы. Микроскоп и телескоп.
Демонстрации
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Лабораторная работа №6: «Наблюдение образования тени и полутени»
Лабораторная работа №7: «Наблюдение преломления света. Измерение показателя преломления стекла».
Лабораторная работа №8: «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы».
Лабораторная работа №9: «Получение изображения с помощью линзы».
Контрольная работа №5
6. Электромагнитная природа света
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Дисперсия.
Демонстрации
Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Контрольная работа №6
7. Квантовые явления
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Контрольная работа №7
8. Строение и эволюция Вселенной
Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд. Галактики. Происхождение Вселенной.
Контрольная работа №8
Учебно-тематический план
Планирование составлено на основе программы курса «Физика. 9 класс»
авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Практические работы (решение задач) |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
1 |
Движение тела вблизи поверхности Земли и гравитация |
19 |
6 |
1 |
1 |
2 |
Механические колебания и волны |
15 |
3 |
3 |
1 |
3 |
Звук |
9 |
1 |
- |
1 |
4 |
Электромагнитные колебания и волны |
11 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Геометрическая оптика |
16 |
3 |
4 |
1 |
6 |
Электромагнитная природа света |
9 |
1 |
- |
1 |
7 |
Квантовые явления |
12 |
2 |
- |
1 |
8 |
Строения и эволюция вселенной |
9 |
1 |
- |
1 |
9 |
Повторение |
5 |
- |
- |
1 |
|
ИТОГО: |
105 |
19 |
9 |
9 |
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование составлено на основе программы курса «Физика. 9 класс»
авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев
№ |
Тема урока |
Ресурсы урока домашнее задание |
Номер урока |
Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация |
|||
1 |
Векторы в физике. |
Учебник, с.145-152 |
1 |
2 |
Использование векторов для решения физических задач. |
Учебник, с.153-160 |
2 |
3 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. |
Учебник, § 1 |
3 |
4 |
Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного вертикально вверх». |
Учебник, § 1 |
4 |
5 |
Движение тела, брошенного горизонтально. |
Учебник, § 2 |
5 |
6 |
Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного горизонтально». |
Учебник, § 2 |
6 |
7 |
Движение тела, брошенного под углом к горизонту. |
Учебник, § 3 |
7 |
8 |
Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». |
Учебник, § 3 |
8 |
9 |
Движение тела по окружности. |
Учебник, § 4 |
9 |
10 |
Период и частота. |
Учебник, § 5 |
10 |
11 |
Решение задач по теме: «Движение тела по окружности». |
Учебник, § 4-5 |
11 |
12 |
Лабораторная работа №1: «Изучение движения тел по окружности» |
Тетрадь-практикум, § 3 Электронное приложение |
12 |
13 |
Закон всемирного тяготения. |
Учебник, § 6 |
13 |
14 |
Решение задач по теме: «Закон всемирного тяготения». |
Учебник, § 6
Тетрадь-практикум, § 4 |
14 |
15 |
Движение искусственных спутников Земли. |
Учебник, § 7 |
15 |
16 |
Решение задач по теме: «Движение искусственных спутников Земли». |
Учебник, § 7 |
16 |
17 |
Гравитация и Вселенная. |
Учебник, § 8
Тетрадь-практикум, § 5 |
17 |
18 |
Подготовка к контрольной работе. |
Учебник, § 1-8 |
18 |
19 |
Контрольная работа №1. |
Тетрадь-экзаменатор, с. 4—13 |
19 |
Механические колебания и волны |
|||
20 |
Механические колебания. |
Учебник, § 9 |
20 |
21 |
Маятник. Характеристика колебательного движения. |
Учебник, § 10 |
21 |
22 |
Период колебаний математического маятника. |
Учебник, § 11 |
22 |
23 |
Решение задач по теме: «Механические колебания». |
Учебник, § 10-11 |
23 |
24 |
Лабораторная работа №2: «Изучение колебаний нитяного маятника». |
Тетрадь-практикум, § 6 |
24 |
25 |
Лабораторная работа №3: «Изучение колебаний пружинного маятника». |
Тетрадь-практикум, § 7 |
25 |
26 |
Лабораторная работа №4: «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника» |
Тетрадь-практикум, § 8 |
26 |
27 |
Гармонические колебания. Затухающие колебания. |
Учебник, § 12 |
27 |
28 |
Вынужденные колебания. Резонанс. |
Учебник, § 13 |
28 |
29 |
Решение задач по теме: «Гармонические колебания. Затухающие колебания». |
Учебник, § 12-13 |
29 |
30 |
Волновые явления. |
Учебник, § 14 |
30 |
31 |
Длина волны. Скорость распространения волны. |
Учебник, § 15 |
31 |
32 |
Решение задач по теме: «Длина волны. Скорость распространения волны». |
Учебник, § 14-15 |
32 |
33 |
Подготовка к контрольной работе. |
Учебник, § 9-15 |
33 |
34 |
Контрольная работа №2. |
Тетрадь-экзаменатор, с. 14—23 |
34 |
Звук |
|||
35 |
Звуковые колебания. Источники звука. |
Учебник, § 16 |
35 |
36 |
Звуковые волны. Скорость звука. |
Учебник, § 17 |
36 |
37 |
Решение задач по теме: «Звуковые волны. Скорость звука». |
Учебник, § 16-17 |
36 |
38 |
Громкость звука. Высота и тембр звука. |
Учебник, § 18 |
37 |
39 |
Отражение звука. Эхо. |
Учебник, § 19 |
38 |
40 |
Резонанс в акустике. |
Учебник, § 20
Тетрадь-практикум, § 11 |
39 |
41 |
Ультразвук и инфразвук в природе и технике. |
Учебник, § 21 |
40 |
42 |
Подготовка к контрольной работе. |
Учебник, с.54-55 |
41 |
43 |
Контрольная работа № 3. |
Тетрадь-экзаменатор, с. 24—33 |
42 |
Электромагнитные колебания и волны |
|||
44 |
Индукция магнитного поля. |
Учебник, § 22 |
43 |
45 |
Однородное магнитное поле. Магнитный поток. |
Учебник, § 23 |
44 |
46 |
Решение задач по теме: «Магнитное поле». |
Учебник, § 22-23 |
45 |
47 |
Лабораторная работа №5: «Изучение явления электромагнитной индукции». |
Тетрадь-практикум, § 14 |
46 |
48 |
Переменный электрический ток. |
Учебник, § 25 |
47 |
49 |
Электромагнитное поле. |
Учебник, § 26 |
48 |
50 |
Электромагнитные колебания. |
Учебник, § 27 |
49 |
51 |
Электромагнитные волны. |
Учебник, § 28 |
50 |
52 |
Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны». |
Учебник, § 25-28 |
51 |
53 |
Подготовка к контрольной работе. |
Учебник, с.72-73 |
52 |
54 |
Контрольная работа №4. |
Тетрадь-экзаменатор, с. 34—43 |
53 |
Геометрическая оптика |
|||
55 |
Свет. Источники света. |
Учебник, § 30 |
54 |
56 |
Распространение света в однородной среде. |
Учебник, § 31 |
55 |
57 |
Лабораторная работа №6: «Наблюдение образования тени и полутени» |
Тетрадь-практикум, § 17 |
56 |
58 |
Отражение света. Плоское зеркало. |
Учебник, § 32 |
57 |
59 |
Решение задач по теме: «Отражение света. Плоское зеркало». |
Учебник, § 30-32 |
58 |
60 |
Преломление света. |
Учебник, § 34 |
59 |
61 |
Решение задач по теме: «Преломление света». |
Учебник, § 34 |
60 |
62 |
Лабораторная работа №7: «Наблюдение преломления света. Измерение показателя преломления стекла». |
Тетрадь-практикум, § 18 |
61 |
63 |
Линзы. Изображения, получаемые с помощью линзы. |
Учебник, § 35, 36 |
62 |
64 |
Решение задач по теме: «Линзы. Изображения, получаемые с помощью линзы». |
Учебник, § 35-36 |
63 |
65 |
Лабораторная работа №8: «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы». |
Тетрадь-практикум, § 19 |
64 |
66 |
Лабораторная работа №9: «Получение изображения с помощью линзы». |
Тетрадь-практикум, § 20 |
65 |
67 |
Глаз как оптическая система. |
Учебник, § 37 |
66 |
68 |
Оптические приборы. |
Учебник, § 38
Тетрадь-практикум, § 22 |
67 |
69 |
Подготовка к контрольной работе. |
Учебник, с. 96-97 |
68 |
70 |
Контрольная работа №5. |
Тетрадь-экзаменатор, с. 44—51 |
69 |
Электромагнитная природа света |
|||
71 |
Скорость света. Методы определения скорости света. |
Учебник, § 39 |
70 |
72 |
Разложение белого света на цвета. Дисперсия света. |
Учебник, § 40 |
71 |
73 |
Интерференция волн. |
Учебник, § 41 |
72 |
74 |
Интерференция и волновые свойства света. |
Учебник, § 42 |
73 |
75 |
Дифракция волн. Дифракция света. |
Учебник, § 43 |
74 |
76 |
Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света. |
Учебник, § 44 |
75 |
77 |
Решение задач по теме: «Интерференция волн. Дифракция волн». |
Учебник, § 39-44 |
76 |
78 |
Подготовка к контрольной работе. |
Учебник, с. 110-111 |
77 |
79 |
Контрольная работа №6 |
Тетрадь-экзаменатор, с. 52—59 |
78 |
Квантовые явления |
|||
80 |
Опыты с катодными лучами. Открытие электрона. |
Учебник, § 45 |
79 |
81 |
Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка. |
Учебник, § 46 |
80 |
82 |
Атом Бора. |
Учебник, § 47 |
81 |
83 |
Радиоактивность. |
Учебник, § 48 |
82 |
84 |
Решение задач по теме: «Радиоактивность». |
Учебник, § 48 |
83 |
85 |
Состав атомного ядра. |
Учебник, § 49
Задачник, с. 38—41 |
84 |
86 |
Ядерные силы и ядерные реакции. |
Учебник, § 50 |
85 |
87 |
Решение задач по теме: «Ядерные силы и ядерные реакции». |
Учебник, § 50 |
86 |
88 |
Деление и синтез ядер. |
Учебник, § 51 |
87 |
89 |
Атомная энергетика. |
Учебник, § 52
Тетрадь-практикум, § 26 |
88 |
90 |
Подготовка к контрольной работе. |
Учебник, с. 130-131 |
89 |
91 |
Контрольная работа №7. |
Тетрадь-экзаменатор, с. 60—67 |
90 |
Строение и эволюция Вселенной |
|||
92 |
Структура Вселенной. |
Учебник, § 53 |
91 |
93 |
Физическая природа Солнца и звезд. |
Учебник, § 54 |
92 |
94 |
Спектр электромагнитного излучения. |
Учебник, § 55 |
93 |
95 |
Рождение и эволюция Вселенной. |
Учебник, § 56 |
94 |
96 |
Современные методы исследования Вселенной. |
Учебник, § 57 |
95 |
97 |
Решение задач по теме: «Строение и эволюция Вселенной». |
Учебник, § 53-57
Тетрадь-практикум, § 29 |
96 |
98 |
Урок-конференция «Строение и эволюция Вселенной». |
Тетрадь-практикум, § 29 Электронное приложение |
97 |
99 |
Подготовка к контрольной работе. |
Учебник, § 144 |
98 |
100 |
Контрольная работа №8. |
Тетрадь-экзаменатор, с. 68—75 |
100 |
101 |
Повторение. |
|
101 |
102 |
Повторение. |
|
102 |
103 |
Повторение. |
|
103 |
104 |
Итоговая контрольная работа. |
Тетрадь-экзаменатор, с. 76—91 |
104 |
105 |
Подведение итогов. |
|
105 |
Учебно-методический комплекс
для учителя:
-
Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика 9, Просвещение,2011.
- Учебник
- Электронное приложение к учебнику (СD-ROM)
- Тетрадь-тренажер
- Тетрадь-практикум
- Тетрадь-экзаменатор
- Задачник
- Л.А.Кирик, Физика, Самостоятельные и контрольные работы. 9 класс. «Илекса» «Гимназия», Москва-Харьков, 2010.
- Г.Н.Степанова, А.П.Степанов. Сборник вопросов и задач по физике, 9-11 классы. Санкт-Петербург, «СТП ШКОЛА», 2006.
- Зорин Н.И. «Контрольно-измерительные материалы по физике 9 класс». Москва, ВАКО, 2011.
- Годова И.В. Физика 9 класс. Контрольные работы в новом формате, Москва, «Интелект-Центр», 2011.
- Орлов В.А., Татур А.О. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Москва. «Интелект-Центр». 2012.
- Лукашек В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике. 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2009.
для учащихся:
-
Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика 9, Просвещение,2011.
- Учебник
- Электронное приложение к учебнику (СD-ROM)
- Тетрадь-тренажер
- Тетрадь-практикум
- Тетрадь-экзаменатор
- Задачник
Электронные образовательные ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
- Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей: http://www.fizika.ru
- College.ru: Физика: http://gimnazia1khv.ruhttp://college.ru/fizika/
- Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии: http://www.gomulina.orc.ru
- Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО: http://physics.ioso.ru
- Информатика и Физика: http://teach-shzz.narod.ru
- Образовательные анимации для уроков физики, информатики и др.: http://somit.ru
- Мир физики: http://demo.home.nov.ru
- Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана: http://www.physics-regelman.com
Учитель физики В.Дмитриев.